Заикание наследственное у детей. Причины возникновения заикания и генетическая предрасположенность

Заикание. Предпосылки, виды, исцеление патологии.

Ваши индивидуальные данные обрабатываются на веб-сайте polismed.com в целях его функционирования. Ежели вы не согласны с сиим фактом – для вас следует немедля покинуть этот веб-сайт. Ежели вы продолжите воспользоваться веб-сайтом, это означает, что вы согласились на обработку Ваших индивидуальных данных.

Содержание статьи:

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и исцеление заболевания возможны под наблюдением добросовестного доктора. У всех препаратов есть противопоказания. Нужна консультация спеца, а также подробное исследование инструкции!

Заикание — нарушение речи, для которого типично нередкое повторение звуков, слогов и слов или их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания — логоневроз (навязчивый ужас общения).

Статистика

Логоноврозом мучаются почаще детки, ежели взрослые. При этом распространенность заикания посреди малышей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти числа оказывает большущее влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчишек в три-четыре раза почаще встречается заикание, чем у девочек. 

Также заиканию наиболее подвержены воспитанники детских домов, ежели малыши, посещающие обыденные детские сады и школы. В этом случае огромную роль играет ранешний отрыв от родителей, потому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание посреди деток встречается намного пореже, что связанно со размеренной обстановкой.

Заикание у большинства малышей проходит по мере взросления, потому от него мучается только 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная расположенность к недугу.

Интересные факты и история

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с старых времен. Оказывается, заикались некие египетские фараоны, персидский правитель Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся недостаток речи, схожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и остальные видные деятели старых времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он считал, что причина заикания — скопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неверного сотрясения артикуляционного аппарата.

Но всё же настоящие предпосылки развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Потому для исцеления заикания применялись как народные методы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка или удаление части его мускул (предложение германского доктора Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие беспощадные методы исцеления неким нездоровым всё же помогали.

В начале девятнадцатого века южноамериканские и французские ученные разработали целебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала моментального результата, потому не воспользовалась успехом.

Но больший вклад в исследование заикания внесли российские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все познания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны предпосылки развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны особые методики, помогающие избавиться от заикания и остальных нарушений речи. Не считая того, было основано новое направление в медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это награда российских ученных.

Но почти все до сих пор остается неизвестным. К примеру, не ни как не разъясняется, тот факт, что большая часть нездоровых с логоневрозом не заикаются, когда молвят сами собой, во время пения либо разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный вариант произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах опосля развода родителей. Но, участвуя в постановках театрального кружка, он увидел, что на сцене перестает заикаться. Конкретно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил предстоящий выбор профессии.

Также от заикания мучались, но одолели собственный недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Повелитель Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мускул и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у малыша он равномерно активируется.
  • Височные извилины несут ответственность за восприятие своей речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает осознание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра сероватого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), несут ответственность за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют разные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервишки отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мускулы речевого аппарата, шейки, сердца, органов дыхания.
Читайте также  Фото гироскутер детский. Лучшие гироскутеры для детей 2020

На заметку!

У правшей наиболее развито левое полушарие, а у левшей — правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клеточку совместно с бронхами и легкими. Речь появляется во время выдоха, потому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 либо 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из горла и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует соответствующие звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягенького неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой размещен зуб).

* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мускулы дают возможность поменять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и фактически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки — уздечка, ограничивающая движения языка.

* Жесткое и мягкое небо, совершая разные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, содействуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервишкам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, потому они начинают колебаться. Таковым образом, формируется глас. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок. 

Дальше глас преобразуется в артикуляционном отделе: образуются звуки речи при движениях губ, а также при приближении либо прикосновении языка к небу, зубам и их альвеолам.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу собственного строения резонаторы могут изменяться по форме и размеру, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость. 

Потом по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также чувств идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная толика коры головного мозга), где анализируется.

Таковым образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так дальше по кольцу.

И ежели кое-где происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Потом из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Таковой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Непростой и не до конца установленный процесс.

Считается, что под действием обстоятельств либо провоцирующих причин перевозбуждается центр Брока, а его тонус увеличивается. Потому скорость его работы возрастает, а речевой круг размыкается.

Дальше перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые размещены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что появляются судороги мускул в периферическом отделе речи (языка, губ, мягенького неба и других). Потом центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, появившейся в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мускул, участвующих в образовании звуков, так и — дыхательных. В итоге развивается не лишь заикание, но и нарушается дыхание (появляется чувство нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буковках, на гласных — пореже. При этом более нередко запинки имеют место в начале или середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Доктор Джералд Магуайр из Калифорнийского Института провел исследования и узнал, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И ежели эта теория будет доказана, то, может быть, в скором времени покажутся фармацевтические средства, понижающие уровень дофамина. То есть испил пилюлю — и можно отчаливать на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но представления ученных сходятся на том, что в появлении заикания играет роль совокупа пары факторов: наследственность, состояние нервной системы, индивидуальности становления речи и так далее.

Читайте также  Реб 11 мес развитие. Ключевые особенности развития ребенка в 11 месяцев

Но даже наличие обстоятельств не постоянно приводят к развитию заикания, они являются только пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается более нередко. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Только к 5 годам жизни они формируются окончательно.

Также у малеханьких малышей процессы возбуждения преобладают над действиями торможения. Потому возбуждение просто передается с чувствительных волокон на двигательные. В итоге время от времени развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Не считая того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у детей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведомую роль в образовании речи, начиная работать с первых часов жизни новорожденного. Но малыши не понимают разницу меж звуками, слогами и словами окружающих. Потому они плохо соображает речь, смешивая один звук с другим.

Не считая того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие малыша, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Но в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Потому возрастает перегрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Конкретно этими факторами разъясняется неустойчивость речи малыша и высочайшая возможность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они делают только предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши  плаксивые, у их имеется завышенная раздражительность, неспокойный сон и нехороший аппетит, они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у малышей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, длительное отсутствие матери и так далее.

Ранее начало речи

В годик у деток имеется большой словарный запас (в норме малютка верно произносит только 3-5 слов). В предстоящем у таковых детей быстро нарастает словарный запас: в 1,5-1,8 они уже молвят развернутыми фразами или целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинноватой фразы. Ведь он желает поведать всё и сходу. Но его язычок и легкие пока ещё не могут совладать с таковым объемом речи. 

Позднее начало речи

1-ые верно произносимые слова у таковых детей возникают только к двум годам жизни, а развернутые фразы — не ранее 3-х лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Потому дети нередко молвят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у 1-го из членов семьи

Имеет место подражание малыша родителям, братьям либо сестрам.

Недостаточный чувственный контакт малыша с окружающими

Детки получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не слушают, будучи заняты своими делами. В итоге кроха ощущает себя ненадобным, потому он может начать заикаться, чтоб родные направили внимание на него.

Излишне серьезное отношение взрослых к ребенку

Часто «грешат» сиим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так дальше. В итоге малыш растет трусливым и зажатым, а также опасается принять самостоятельное решение, чтоб не разгневать серьезного родителя. 

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет дети часто повторяют либо растягивают слова и слоги, а время от времени вставляют излишние звуки, не несущие ни смысловой, ни чувственной перегрузки («ну», «а», «вот» и так далее)  В итоге таковая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Нередкие простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к пониманию того, что он «не таковой, как все». Так как часто имеются ограничения. Ведь мать повсевременно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо снова покажется сыпь», «Нельзя играться во дворе, простудишься» и так дальше. В итоге ребенок замыкается в себе.

Не считая того, нередкое посещение мед учреждений приводит к развитию «боязни белоснежного халата».

Овладение 2-мя либо наиболее языками одновременно

В особенности ежели предки дома молвят на различных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Так как своим родным языком малыш ещё недостаточно отлично владеет.

Завышенные требования к ребенку

Время от времени предки хотят показать незаурядные возможности собственного чада всем знакомым и друзьям. Потому принуждают заучивать сложные стихи и говорить их на дне рождения либо другом семейном торжестве. Тогда как у малыша надлежащие зоны головного мозга ещё не созрели, а мускулы артикуляционного аппарата не готовы к таковой нагрузке.

Половой признак

Мальчишки наиболее склонны к развитию заикания, ежели девченки. Так как у девченок в наиболее недлинные сроки формируются двигательные функции: они ранее начинают ходить и говорить, у их лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, потому у девченок нервная система наиболее устойчива к разным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Читайте также  Чем остановить у ребенка диарею. Как остановить понос у ребенка

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие меж симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Потому нервная система малыша становится наиболее ранимой, что отражается на становлении речи. При этом риск развития заикания возрастает, ежели леворукого малыша пробовали переучить воспользоваться правой рукой  грубыми методами.

Наследственная предрасположенность

Возможно, по наследству передается слабость неких мозговых структур, которые участвуют в формировании речи. 

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, но предпосылки часто могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны детки, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, микробами, грибами) и остальные патологии.

Опосля перенесенных болезней имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В итоге развивается дефицитность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Потому нарушается передача нервных импульсов мускулам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь просит слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие дети чувственно лабильны, впечатлительны, у их повышен уровень тревожности, они плохо приспосабливаются к новеньким условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, беспокоятся и так далее.

Перенесенные психологические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мускул, участвующих в образовании речи. То есть мускулы сокращаются и расслабляются несогласованно. Потому появляются судорожные повторения звуков, слогов и слов.

При этом стресс может быть приобретенным либо острым (испуг, неизменный ужас, погибель близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его действия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто — и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Но часто логоневроз возникает у взрослых людей, вызывая развитие больших проблем: они замыкаются в для себя, стают робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся общественных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины наиболее склонны к развитию заикания, ежели дамы. Доктор И. П. Сикорский разъясняет это тем, что у дам левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито еще лучше, чем у мужчин.

Наследственная расположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, потому при действии неблагоприятных причин (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Томная утрата близкого человека, произошедшее на очах дорожно-транспортное происшествие, военные деяния, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под действием стресса нарушается координация мускул, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В итоге развиваются судороги мускул. То есть имеется связь с чувственным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты, менингиты и остальные. Так как нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мускулам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в появлении заикания огромную роль играют перенесенные инсульты либо наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), ежели затронуты центральные отделы речи. Так как возникает механическое препятствие для передачи нервного импульса.

При этом в этих вариантах отсутствует связь заикания с чувственным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором. 

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание — когда несколько кратковременных судорог, последующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание — ежели мускулы продолжительно и сильно сокращаются. В итоге происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда смешиваются оба вида нарушения речи.

Не считая того, время от времени к судорогам мускул языка, губ и мягенького неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мускул лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное — заикание, возникнув, находится повсевременно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то возникает, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) — недостаток речи, исчезнув, возникает вновь. Время от времени опосля достаточно долгих периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В базе разделения лежат различные предпосылки и механизмы развития.

 Невротическая форма

У нездоровых отсутствуют данные о наличии у их в прошедшем внутриутробной гипоксии либо родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психологические травмы (острый либо приобретенный стресс) или раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть болезнь носит многофункциональный нрав, а мозговые структуры не поражаются. Потому эта форма…

Оставьте комментарий