Упражнения для заикающихся детей 6 лет. Как победить заикание у ребенка?

Картотека упражнений для логопедических занятий по преодолению заикания

МКОУ Чумаковская школа-интернат

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Составила: учитель-логопед Курусь Е.Н.

2019 г.

Логопедическое занятие в группе для заикающихся дошкольников начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:

# Артикуляционно-мимическую гимнастику;

# Голосовую гимнастику;

# Постановку нижнереберного диафрагмального дыхания;

# Логоритмику;

# Отработку речевых способностей в личностно и социально важных ситуациях.

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают: сделать нервно-мышечный фон для выработки четких и координированных движений, нужных для звучания настоящего голоса, ясной и точной дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать нужные мышечные движения для вольного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мускул нижней челюсти, губ, языка, мускул глотки и мягенького неба, мимических мускул. Для этого употребляются статические и динамические упражнения

Рекомендации при выполнении упражнений:

# делать упражнения лишь перед зеркалом;

# избегать сопутствующих движений (работает лишь группа мышц);

# делать упражнение в умеренном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мускул лба:

– нахмурить брови, с опасностью произнести: «А-а!»;

– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»

Упражнения для мускул глаз:

– зажмуриться – «распахнуть» глаза;

– попеременно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

– озорно, со значением подмигивать;

– тихо закрывать и открывать глаза, очень расслабляя мускулы век;

Упражнения для щёк:

– надувать щёки;

– втягивать щёки;

– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

– «полоскать рот» воображаемой водой;

Упражнения для губ:

– улыбнуться («и-и-и»);

– сложить губки в трубочку («у-у-у»);

– двигать губками от правой щеки к левой;

– двигать губками по кругу;

– «развесить губы»;

Упражнения для языка:

– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губками («пя-пя-пя»);

– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

– облизывать губы;

Изобразить:

– сурового владыку;

– лазутчика;

– кокетливую барышню;

– деревенского дурачка.

Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Рекомендации при выполнении упражнений:

# работая над гласными, нужно смотреть за мягенькой атакой звука (бархатистое звучание, чуток приглушенное, с теплым выходом);

# не следует допускать горлового и остальных призвуков;

# при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

А. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса обязана быть схожей от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а а у у у

а а у у

«Раскачав» гласные, «бросать» их ввысь без напряжения. По аналогии данное упражнение можно употреблять при произнесении сочетаний из 2-ух либо 3-х звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягенькой голосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники узрели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), потом на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом следующем звуке/слоге. Появляется типичная лестница.

Б. Интонационные упражнения

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить идеал «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:

# Восторженно

# Тихо и блаженно

# Категорически

# Вопросительно

# Задумчиво

# Скорбно

# Дерзко

# С сожалением

По аналогии в этом упражнении можно употреблять фразу.

Дыхательная гимнастика

(автоматизация способностей нижнереберного дыхания)

Дыхание – основная функция людского организма, база речи. Чтоб произнести фразу, нужен достаточный размер воздуха, который, проходя равномерно, струей через связки, как смычок по струнам, принуждает звучать «голосовой инструмент». Дыхание обязано быть активным, целенаправленным.

Дыхание бывает 3-х типов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное).

Ключичное дыхание – поверхностное. При этом типе дыхания поднимаются плечи, так как воздух заходит лишь в верхушки легких, не раздвигая грудную клетку.

При грудном типе дыхания реберная часть раздвигается на треть.

При нижнереберном диафрагмальном типе дыхания грудная клеточка раскрывается на сто процентов. Наполняются воздухом нижние отделы легких, в свою очередь они оказывают давление на диафрагму, которая опускается, при этом «выпячивается» животик. Плечи остаются размеренными, спина – прямой.

Читайте также  Как гулят младенцы. Первая прогулка с новорожденным

Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, потому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят сразу. Задания усложняются постепенно: тренировка речевого выдоха поначалу проводится на отдельных звуках, позже – на словах, потом – на недлинной фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать правильное речевое дыхание можно с помощью ладошки, ежели положить ее на область диафрагмы.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мускул брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.

Постоянные занятия дыхательной гимнастикой содействуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что дозволяет произносить разные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений:

# Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

# Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать очень много воздуха. Не выдыхать весь воздух на сто процентов, а сохранить маленький запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;

# «Добирать» воздух лишь меж смысловыми отрезками во фразе;

# Смотреть за тем, чтоб во время упражнений не было напряжения мускул шейки, рук, груди; чтоб плечи не поднимались при вдохе;

# Нужно дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

# Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

В дыхательной гимнастике употребляются упражнения:

A. Упражнения для воспитания способностей правильного полного вдоха

Данные упражнения делают лежа, сидя, стоя. Упражнения ориентированы на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Упражнение 1. Руку положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавненько и нерасторопно вдохнуть носом так, чтоб верхняя передняя стена животика выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Выдох делается через рот плавненько и по способности полнее. При этом животик опускается и в конце выдоха втягивается.

Упражнение 2. Руки положить ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не подымать плечи. Ваши руки ощутят, как расползаются ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это значит, что вы взяли солидный размер воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны почувствовать, как опали ребра.

Б. Упражнения для воспитания способностей правильного полного выдоха

Упражнение 1. Чрезвычайно глубоко и резко взять дыхание через нос (в нижние ребра). Смотреть, чтоб при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение чрезвычайно активизирует дыхательный аппарат, осуществляя неплохой массаж связок активной воздушной струей.

Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Положить ладошки рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавненько и равномерно, ребра опадают не одномоментно, а равномерно, по мере выдувания.

Упражнение 3. «Фиксированный выдох». Опосля размеренного вдоха сделать плавный выдох через рот, временами изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и понижая отверстие меж губками, регулируя интенсивность выдоха). Смотреть за правильной осанкой и за расслабленностью мускул плечевого пояса, шейки, лица.

Упражнение 4. Сделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдох на 10–12–15 и наиболее секунд.

B. Упражнение для воспитания способностей фиксированного выдоха со звуком и слогом

Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания правильного выдоха в сочетании с включением голоса, начиная с произнесения отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:

Упражнение 1. Сделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Нужно протянуть звук как можно подольше, контролируя продолжительность выдоха секундомером. Особенное внимание обращается на плавность выдоха.

Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: поначалу с глухими звуками, потом со гулкими. Для удлинения выдоха равномерно наращивать количество слогов на выдохе,

а) полунапевно произносить на выдохе:

м м а м м о м м у м м э м м и м м ы

н н а н н о н н у н н э н н и н н у н н а

б) произносить на выдохе:

м м у ! м м о ! м м а ! 

ммэ ! мми ! м м о !

в) протяжно произносить на выдохе:

м а а н а а в а а з а а

Упражнение 3. Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе произносить слог «да-да-да». Говорить, ощущая корешки передних зубов, щелочку меж 2-мя передними зубами, через которую «идет ниточка воздуха». Язык дробно ударяет по жесткому небу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не падает. Смотреть, чтоб дыхание было плавным, без толчков.

Читайте также  Анаферон инструкция для детей. Анаферон детский : инструкция по применению

Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сделать ударение, гласный второго слога потянуть, послушать: «ма-ма». Меж слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Смотреть, чтоб смена слога, смена гласного не меняла окраски звука, его силы и объема.

ма-ма на-на ва-ва за-за

ма-мо на-но ва-во за-зо

ма-му на-ну ва-ву за-зу

ма-ми на-ни ва-ви за-зи

ма-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ

Г. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями

Примеры упражнений:

Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и сразу с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медлительно и плавненько выдохнуть через рот, произнося пффф.

Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.

Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с.

Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению «спустить мяч», лишь употребляются различные звуки: вперед – звук ж, назад – з, в стороны – ш, ввысь – с.

Д. Упражнения для удлинения длительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»)

Рекомендации при выполнении упражнений:

# Обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

# Придерживаться умеренного темпа речи с точным договариванием слова в полном его объеме.

# При чтении стихотворений, произнося растущее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.

Упражнение 1. Внедрение люфт-паузы (воздух добирается опосля каждой строчки).

Пример: С радости-веселья /

Хмелем кудри вьются, /

С горести-печали /

Русые секутся. //

В предстоящем произносится растущее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам придавить воображаемый мундштук горна либо трубы. Без звука одним воздухом необходимо «выдышать» мелодию на одном выдохе.

Пример:

Солнечный круг,

Небо вокруг

Это набросок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

«Пусть постоянно будет солнце,

Пусть постоянно будет небо,

Пусть постоянно будет мать,

Пусть постоянно буду я!»

Упражнение 3. Сделать вдох. На выдохе посчитать. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недельки, заглавий месяцев. Смотреть за проговариванием, равномерностью и продолжительностью выдоха.

Упражнение 4. Распределение речевого дыхания: чтение стихотворения «Дом, который выстроил Джек».

Логоритмические упражнения

Коррекционный курс для заикающихся включает в себя работу над темпом и ритмом речи. Огромное значение для этого имеет выполнение особых упражнений с внедрением слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывания, прыжки). В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать последующие умения:

# двигаться в данном темпе;

# чередовать движения в различном темпе;

# согласовывать движения с ритмической организацией выражений и проговариванием в подходящем темпе.

Рекомендации к упражнениям

Упражнение нужно выполнять:

– с точной артикуляцией;

– с равномерным распределением выдоха;

– соблюдая умеренный темп;

– синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Огромную помощь заикающимся окажут особые упражнения, направленные на согласование речи с движением рук в стиле «робота», с хлопками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т.д.

Например:

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

Формирование навыка мягенькой голосоподачи, ритмизация речи

Гласный в начале предложения нужно произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

Упражнения:

Алмаз и в мутной воде блестит.

–––

Алчный постоянно в нужде.

–––

Уши обманывают,

Глаза правдивы.

–––

И волки сыты,

И овцы целы.

–––

Отыскивай ветра в поле.

–––

Обогащайся знанием.

–––

Ах ты, Лешка, простота,

Купил лошадка без хвоста.

–––

Один говорит –

Двое глядят,

Двое слушают.

–––

А счастье было так возможно!..

–––

От шума вдали,

Живу я в городке.

–––

И тихо дремлют рощи,

И шорох по лесам…

–––

Один во тьме ночной над дикою скалою

Посиживал Наполеон…

–––

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

–––

Уж полем всадники спешат,

Дубравы кров покинув зыбкой.

–––

Унылая пора, глаз очарованье…

–––

О вы, поэзии прелестной

Благословенные мечты!

–––

Ах! Одурачить меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

–––

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках…

–––

Уж небо в осеннюю пору дышало,

Уж пореже солнышко блистало…

–––

А бес сумрачный и мятежный

Над адской бездною летал…

–––

А хозяйка ожидает милого,

Читайте также  Меню ребенка 9 месяцев на грудном вскармливании на каждый день. Меню ребенка 9 месяцев на гв

Не убитого, живого…

–––

Исполнен отвагой,

Закутан плащом,

С гитарой и шпагой

Я тут под окном.

–––

Ах ты, отвратительное стекло!

Это врешь ты, мне назло.

–––

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя посиживают,

Злыми жабами глядят.

–––

А сама-то величава,

Выступает, как будто пава…

–––

А как речь-то говорит,

Как будто реченька журчит…

–––

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть…

–––

А орехи не простые,

Скорлупы-то золотые…

Ядра – незапятнанный изумруд,

Белку холят, берегут.

–––

А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее…

–––

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала…

–––

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные…

–––

А.С. Пушкин

Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением либо работа с метрономом):

–––

Мимозы Приятна маме купила.

–––

Маму я молю упрямо://

«Молочка налей мне,/ мама,/

Мам,/ мам,/ мам,/ – молока бы нам».//

(Вторую и третью строки нужно канючить.)

–––

Вы малину мыли ли?/

Мыли,/ но не мылили.//

–––

Мать Милу мылом мыла,/

Приятна мыла не любила,/

Но не ныла Мила.//

–––

Медный ковш свалился на дно –/

И обидно,/ и досадно,/

Ну да ладно,/ всё одно./

–––

Арина грибы мариновала,/

Марина малину перебирала.//

–––

И волки сыты,/ и овцы целы.//

–––

Отыскивай ветра в поле.//

–––

Один в поле не воин.//

–––

Из-за леса,/ из-за гор/

Едет дедушка Егор.//

–––

Не красна изба углами,/

А красна – пирогами.//

–––

Яблоко от яблони/

Неподалеку падает.//

–––

Язык без костей.

–––

Близок локоток,/ да не укусишь.//

–––

Терпение и труд/ всё перетрут.//

–––

Бодливой корове/ Бог рог не дает.//

–––

Не зная броду,/ не суйся в воду.//

–––

Всё хорошо,/ что отлично кончается.//

–––

Всякому овощу/ свое время.//

–––

На воре и шапка горит.

–––

Стеша спешила,/ рубаху шила,//

Да поспешила/ – рукава не пришила.//

–––

Век живи – век учись.

–––

Не всё коту масленица,/

Бывает и Великий пост.//

–––

Готовь сани летом,/ а тележку – зимой.//

–––

Москва не сходу строилась.

–––

Свет не без хороших людей.

–––

Чует кошка,/ чье мясо съела.//

–––

Дорога ложка к обеду.

–––

Любишь кататься/ – обожай и саночки возить.//

–––

На горе Арарат/

Растет большой виноград.//

–––

Не рой яму другому,/

Сам в нее попадешь.//

–––

Что в лоб,/ что по лбу.//

–––

По бревну бобры бредут./

–––

Улов у Поликарпа/ –

Три карася, три карпа.//

–––

На болоте, на лугу/

Стоит миска творогу.//

–––

Прилетели две тетери,/

Поклевали – улетели.//

–––

Погода размокропогодилась.//

–––

Проворонила ворона вороненка.//

–––

Труба трубит,/ труба поет,/

Трубач по улице идет.//

–––

Чтоб не было беды,/

Наберите в рот воды.//

–––

Чтение текстов:

ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ

Барометр падает,/ но заместо благодетельного/ теплого дождя/ приходит прохладный ветер.// И все-таки/ весна продолжает продвигаться.// За нынешний день/ позеленели лужайки/ поначалу по краям ручьев,/ позже по южным склонам берегов,/ около дороги,/ и к вечеру зеленело везде на земле.// Красивы были/ волнистые полосы пахоты на полях/ – нарастающее темное с поглощаемой зеленью.// Почки на черемухе/ сейчас перевоплотился в зеленоватые копья.// Ореховые сережки/ начали пылить,/ и под каждой порхающей в орешнике птичкой/ взлетал дымок.//. (Михаил Пришвин)

ЗАПОЗДАЛЫЙ РУЧЕЙ

В лесу тепло.// Зеленее трава:/ таковая яркая/ посреди сероватых кустов! Какие тропинки!// Какая задумчивость,/ тишина!//

Кукушка начала первого мая/ и сейчас осмелела.// Бормочет тетерев.//

Звезды,/ как вербочки,/ распухают в прозрачных облаках.// В темноте белеют березки.// Растут сморчки.// Осины выбросили черви свои серые.//

Весенний ручей запоздал,/ не успел совершенно сбежать/ и сейчас струится по зеленоватой траве,// и в ручей капает сок/ из поломанной ветки березы.// (Михаил Пришвин)

ПТИЦЫ

Юный сарыч,/ огромно-нелепый и вялый,/ вылетел из чащи на поляну/ и неумело сел/ на самый нижний сук дерева.//

Рябчики выпорхнули// и расселись по елкам и березкам,// мелкие – в воробья,/ а уже непревзойденно летают,/ и сторожкие,/ совершенно как большие.// Мама близко посиживает на березе,/ чрезвычайно сдержанно/ и глухо дает им знать о себе,/ и когда издает звук,/ хвостик у нее покачивается.// (Михаил Пришвин)

ОСЕННЯЯ РОСКА

Заосеняло.// Мухи стучат в потолок.// Воробьи табунятся.// Грачи/ – на…

Оставьте комментарий