Тренинг адаптация к доу. Семинар – тренинг для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Тренинг "Адаптация малышей к детскому саду"

Тренинг: «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Подготовила психолог:

Евмушкова О.Ю.

Детский сад – новейший период в жизни малыша. Для него это, до этого всего, 1-ый опыт коллективного общения. Новейшую обстановку, незнакомых людей не все детки принимают сходу и без заморочек. Нередко случается, что для почти всех родителей опосля того, как они дали собственного малыша в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, нескончаемые заболевания, невысказанные претензии и обиды в адресок воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление новейшего помещения, новейших игрушек, новейших людей, новейших правил жизни – это и чувственный, и информационный стресс, проявления которого у малыша разнообразны: отказ от пищи, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, заболевания.

Цель: Сделать подходящие условия социальной адаптации малыша в критериях дошкольного учреждения, содействующие увеличению его адаптационных способностей, нужных для предстоящего развития

Задачи:

  • Посодействовать ребёнку приспособиться к условиям детского сада, вовлечь в игру;

  • создание положительного чувственного настроя;

  • развить маленькую моторику;

  • развитие воображения;

  • установить контакт с иными детьми;

  • снятие напряжения;

  • снятие тревожности;

  • познание себя и окружающих.

Материал: Контейнеры с песком, мелкие пластмассовые игрушки, дидактическая кукла.

1.Приветствие

– Доброе утро, дети! Я чрезвычайно рада вас видеть! Сейчас у нас в гостях малыш. Ребята, поглядите какой неплохой малыш. Он похож на вас? Нет, не похож он небольшой, а вы уже какие? (переход к игре «Большие – маленькие»)

2.Игра «Большие – маленькие»

Цель: взаимодействие с иными детками, познание себя и окружающих.

Ход игры:

– Давайте покажем малышу, какие вы на данный момент большие.

Дети встают в полный рост.

-А сейчас давайте покажем, какие вы были, когда лишь пришли в детский садик.

Деи приседают на корточки.

– А какие вы будете, когда станете взрослыми. Еще больше!

Дети встают на носочки и тянутся руками ввысь. Игру можно повторить 2-3 раза.

Психолог: А что же общего у вас с малышом? У вас есть глазки? (ДА) А у малыша? (ДА)

3.Игра «Это Я»

Цель: познание себя и окружающих.

Ход игры:

– Покажите где у нас глазки, правильно! Это глазки. Вот. Вот.

Показываю глазки, поначалу левый позже правый глаз

– Это ушки. Вот. Вот.

Берутся поначалу за левое ухо, позже за правое.

– Это носик. Это рот.

Показывают нос и рот.

– Там спинка. Здесь живот.

Гладят ладонями по спинке, позже по животику.

– Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Два раза хлопают.

– Это ножки. Топ. Топ.

Два раза топают.

– Ой, утомились. Вытрем лоб.

– Покажите, где ваши ножки? (Дети демонстрируют ноги)

– А что могут делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать)

– Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

Психолог:– Ребята, а вы любите играться с песком? (Да) малыш тоже чрезвычайно любит играться с песочком, а давайте все совместно поиграем с песочком!

4. Песочная терапия

Психолог:– Давайте поздороваемся с нашим песочком. Опустим в песочек руки… Что вы чувствуете, песок какой – теплый либо холодный, мокрый либо сухой, гладкий либо шершавый?Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а сейчас ладошками.

Песочный дождик

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, снятие тревожности.

Ход игры: Психолог: – Раз два три четыре 5 вышел дождь погулять

(ребенок медлительно, а потом быстро сыплет песок из собственного кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь). – Ой, какой ливень пошел (дети сыплют песок через пальцы). Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок именует этот палец. Потом они изменяются ролями

Необыкновенные следы

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Ход игры: Психолог: А давайте походим по песочку как:

«Медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в различных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в различных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно вполне погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — детки оставляют на песке самые различные следы, выдумывают заглавие для умопомрачительного животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его обитателем песочной страны).

Песочные прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Ход игры: Психолог: Игрушки желают поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся для тебя игрушки. Ты закроешь глаза, а они скроются в песок, а опосля того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их отыскать в песке.

Психолог:– Для вас понравилось играться с песочком? (Да) Мне тоже понравилось играться с песочком! Ой кажется малыш проголодался. Давайте, слепим ему что-нибудь вкусненькое! Дети лепят из живого песка.

Читайте также  Прибавка по месяцам ребенка. Норма прибавки веса у новорожденных по месяцам и полу по данным ВОЗ

Психолог: – А вы умеете танцевать? (Да) Ой какие молодцы! А малыш еще не умеет плясать, давайте покажем ему, как мы умеем танцевать!

Танцуем под песенку «у меня у тебя…»

5. «Обнимашки»

Цель: закрепить доброжелательное отношение деток друг к другу

Ход игры: малыши обнимают друг друга.

Психолог: – Вы такие все молодцы! Но к огорчению нашему малышу пора ложиться спать. Для вас приглянулся малыш? Вы желаете чтоб он еще пришёл к для вас в гости? Давайте попрощаемся с малышом так чтоб он еще раз пришёл к нам.

Дети обнимают куколку, целуют, молвят приятные слова!

Психолог: – Отлично а сейчас давайте подарим друг другу свои объятия.

Давайте скажем малышу пока – пока!

Семинар-тренинг психолога детского сада для воспитателей: «Вопросы адаптации малыша в ДОУ»

Цель:

– знакомство педагогического состава и помощников воспитателей с психическими качествами адаптации малышей к условиям детского сада, увеличение психической компетентности по дилеммам воспитания и взаимодействия с детками, которые прогуливаются о период адаптации.

Оборудование: экспресс-анкеты, ручки, кисточки, краски, стакан с водой, соль, перец, горсть земли, бумага, магнитофонные записи.

Ход семинара – тренинга психолога с работниками ДОУ

Вступление

Эту встречу сейчас я посвящаю дилемме адаптации деток к условиям детского сада. Надеюсь, что вопросцы, которые мы будем разглядывать, посодействуют нам лучше разобраться в причинах появления заморочек адаптационного периода.

Приветствие

Хоть какое наше тренинговое занятие психолога с работниками ДОУ мы начинаем с приветствия, поприветствуйте друг друга комплиментом.

Обсуждение правил работы:

Быть активным.

Не перебивать.

Быть открытым, доброжелательным.

Не критиковать (каждый имеет право на свою точку зрения).

Что такое адаптация малыша в ДОУ

Адаптация – это процесс привыкания организма к новеньким условиям.

Выделяют психическую и физиологическую адаптации: физиологическая – лучший возраст для начала посещения ребенком детского сада; психическая – готовность малыша к расставанию с мамой, до принятия новейшего окружения.

У малеханького малыша еще нет опыта взаимодействия со сверстниками, и взрослый для него является прототипом для подражания, партнером по игре. Взрослые для малыша – это внимание, и, самое основное, – защита, удобство, стабильность.

Чем посильнее чувственная связь малыша с мамой, тем сложнее проходит период адаптации. И для такового малыша малыша воспитатель должен хотя бы отчасти испытать заменить маму и быть в тесноватом сотрудничестве с ней. Настоящее искусство воспитания начинается с человека, который находится рядом с ребенком.

Практическое задание

Педагогический коллектив делится на 3 подгруппы. Готовят и дискуссируют ответы на вопрос:

Какими свойствами обладаете вы? (Позитив ни указываем, нехорошие рисуем.)

Какими свойствами должен обладать воспитатель в период адаптации малыша к детскому саду?

Ступени адаптации

Адаптация у всех деток происходит по-разному, это зависит от почти всех факторов.

Существует 4 вида адаптации:

1. Легкая (1 – 2 недели). Я ее именовала «Как там было».

В эту группу входят детки, для которых процесс адаптации проходит просто, безболезненно. Такие дети:

– самостоятельные;

– коммуникабельные;

– уравновешенные;

– заинтригованные (общением, играми и т.п.).

2. Средняя (от 2 – 3 недель до 2 – 3 месяцев) – «то тут, то там».

В эту группу входят дети, которые проходят процесс адаптации тяжелее и медлительнее. Такие дети:

– малоинициативны;

– наименее самостоятельны;

– мало могут делать сами, но в основном зависят от взрослого;

– имеют недостаточно развитые способности игры и общения.

3. Томная (от 1 месяца до полугода) – «Точно не здесь».

Трудно приспосабливаются к новеньким условиям дети:

– несамостоятельные;

– неконтактные;

– которые быстро утомляются;

– с несформированными игровыми навыками;

– которые нередко сталкиваются с проявлениями авторитаризма, жестокости, либо, напротив, ежели в семье царит очень либеральный стиль. В этом случае у малышей наблюдается ужас, недоверие либо игнорирование взрослых. Сон, аппетит у таковых детей нехороший либо вообщем отсутствует, они нередко болеют.

4. Детки, которым не нужно посещать детский сад.

Дети домашние, не могут привыкнуть к условиям детского сада. Таковых малышей от 2 до 4 %.

Критический возраст для адаптации

Исходя из собственного опыта, собственных наблюдений, как вы считаете, в каком возрасте ребенок лучше приспосабливается к новеньким условиям проживания?

Какой лучший возраст для начала посещения ребенком детского сада?

Однозначно на это вопросец ответить нереально. Некие психологи наилучшим считают возраст 1 год 7 месяцев. Связь с мамой достаточно тесноватая (если в семье царит любовь и гармония), малыша приучивают к общению со сверстниками, и к способностям самообслуживания. Как следствие – ребенок сумеет быстро влиться в коллектив детского сада. Некие психологи считают наилучшим возраст от 3 до 4 лет. Как лучше ребенку на самом деле, могут знать лишь родители.

От что зависит облегчение адаптационного периода?

Как необходимо вести себя родителям с ребенком, когда он в первый раз начал посещать детский сад?

Если ребенок один, нередко хворает, есть ужасы, то его привыкание к детскому саду обязано быть постепенным. Предки должны выяснить, какой режим дня в детском саду, и очень приблизиться к нему в домашних критериях. Поначалу малыша необходимо привести в группу, познакомить с воспитателями, с детками, поглядеть вкупе игрушки, заинтриговать. Лучше, когда мать с ребенком будет приходить на прогулки в детский сад, ребенок будет равномерно привыкать к детям и воспитателям. Приводить малыша необходимо во 2-ой половине дня, опосля сна, для того, чтоб малыш лицезрел, что он не остается один, его непременно заберут. Оставлять его в 1-ые дни можно всего на несколько часов.

Читайте также  Почему у ребенка поднимается ацетон в моче. Что означает ацетон в моче у ребенка — причины и лечение

Факторы риска, которые усложняют адаптацию малыша в ДОУ

Антенатальные (до родов):

Токсикозы в течение беременности.

Острые инфекционные заболевания матери.

Хронические заболевания мамы в период беременности.

Прием фармацевтических препаратов.

Стрессовые ситуации в период беременности.

Употребление мамой алкоголя, курение.

Частое употребление папой алкоголя перед зачатием ребенка.

Интранатальные (во время родов):

Осложнения при родах.

Асфиксия малыша. Родовая травма.

Хирургическое вмешательство во время родов.

Несовместимость по резус-фактору у мамы и ребенка.

Постнатальные фактора (после родов):

Недоношенность либо переношенность ребенка.

Крупная масса тела (вес больше 4 кг).

Заболеваемость на первом месяце жизни.

Употребление мамой алкоголя, курение во время вскармливания малыша грудью.

Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).

Искусственное вскармливание.

Фоновые заболевания (рахит, диатез, пар атрофия, анемия).

Частые ОРВИ, инфекционные заболевания до 3 лет.

Наличие приобретенных соматических и врожденных болезней (пиелонефрит, порок сердца и т. д.)

10. Задержка нервно-психического развития.

Социальные причины (которые можно изменить):

Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.

Отсутствие оздоровительных процедур.

Несоответствие домашнего режима режиму в новеньком для малыша дошкольном

учреждении.

Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.

Конфликтные отношения в семье.

Неполная семья.

Первый либо единственный ребенок.

Неправильное воспитание ребенка: «кумир семьи», «Золушка», гиперопека и прочее.

Отсутствие общения со сверстниками.

Основные симптомы кризиса 3 лет

Кризис 3 лет вызван пониманием ребенком собственного «Я», рвением к самостоятельности.

Основные симптомы кризиса: негативизм, неповиновение, упрямство.

Представим для себя некоторую педагогически грамотную, интеллигентную семью, которая занимается ребенком. Ребенок в таковой семье окружен заботой, вниманием. Она в семье – центр вселенной, около которого вертятся мать, папа, бабушка, дедушка. И вот наступает период, когда предки решают дать малыша в детский сад.

Окружение малыша до детского сада – мать, папа, дедушка, бабушка.

В детском саду – воспитатель, ассистент воспитателя, дети.

Музыкальная сказка «ОДИНОКАЯ ЗВЕЗДОЧКА»

Когда-то чрезвычайно издавна ночное небо было совершенно темным. На нем была лишь одна малая Звездочка. Она жила высоко в небе и когда смотрела вокруг, то замечала, что совершенно одна. От собственного одиночества ей становилось обидно, поэтому что чрезвычайно хотелось созидать на небе остальные звездочки, ловить их лучи и дарить им свое тепло.

Как-то Звездочка решила отправиться на землю к одинокому, старенькому, мудрому человеку, который жил на высочайшей горе. Когда она его отыскала, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Нет никого, с кем бы можно было побеседовать, поделить удовлетворенность и грусть. Время от времени я даже плачу, так мне одиноко».

Мудрец отлично знал это состояние, когда ты один – теряется желание играться, пища становится невкусной, сон неспокойным, не поются радостные песни».

Ему чрезвычайно приглянулась малая звездочка, а так как он был старенькым, хорошим, мудрым, то решил ей посодействовать. Он зашел в собственный дом, отыскал там блестящий магический мешок, открыл его и достал оттуда множество сверкающих магических звездочек. Один взмах руки — и на ночном небе засияли тыщи ночных звезд.

– Посмотри,- произнес мудрец – как прекрасно и удивительно! Сейчас на небе множество звезд, это твои друзья. Для тебя не будет так одиноко, ты сможешь говорить с ними, играться в различные игры, дарить им свое тепло и любовь. Малая, когда-то совершенно одинокая звездочка была чрезвычайно рада и счастлива, что у нее возникло множество друзей. Она поблагодарила мудреца. И уже решила полететь на небо, но мудрец приостановил ее: «Я желаю для тебя сделать еще кое-что. Я желаю, чтоб память о для тебя навсегда осталась на земле. Я создам на кое-чем необыкновенном твое изображение». Он хлопнул в ладоши, и изображение малеханькой звездочки раз и навсегда осталось на земле.

Вопрос: Где осталась малая звездочка? (В сердцевине яблока; показать.)

Эту легенду я поведала не просто так, а для того, чтоб вы ощутили состояние малыша, когда он приходит 1-ый раз в детский сад, период адаптации. Задачка преподавателей – посодействовать ребенку безболезненно пройти этот период. Раз в час, раз в день все дети нуждаются в нашей поддержке и осознании, а в особенности малыши, которые переживают период адаптации.

Задание: «Кто виноват, что детки не желают идти в детский сад?».

Портрет новоприбывшего ребенка

Негативные эмоции – хныканье, которым малыш стремится выразить протест при разлуке с родителями.

Страх – спутник отрицательных чувств. Ребенок опасается новейшей обстановки, новейших взрослых и т. д.

Положительные эмоции – противостоят всем нехорошим чувствам. Удовлетворенность, радостный хохот – главные лекарства.

Социальные контакты. Даже коммуникабельный ребенок в период адаптации может замкнуться. Но на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность». Как лишь малыш наладил социальные контакты, все возбуждение адаптационного периода пойдет на убыль.

Познавательная деятельность – верный «друг» всех положительных эмоций.

Читайте также  Как приучить ребенка к горшку за 2 недели. Быстрое приучение ребенка к горшку: действенные советы

Социальные способности. Под прессом стресса ребенок изменяется так, что может «растерять» практически все способности самообслуживания, которые издавна усвоил. Но по мере адаптации к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг позабытые способности, в придачу к ним просто усваивая новые.

Особенности речи. У неких детей на фоне стресса изменяется речь в сторону регресса.

9. Аппетит. Нехороший либо отсутствует вообщем. Как лишь ребенок начинает нормально питаться – томная адаптация позади.

10. Сон. Сначала сон отсутствует совершенно, на данный момент малыш как «Ванька-Встанька». По мере привыкания сон возникает, неспокойный, урывистый, поначалу его вряд ли можно именовать всеполноценным сном.

11. Двигательная активность. Ребенок либо чрезвычайно заторможенный, либо гиперактивный. Но время от времени преподаватели путают гиперактивность с активностью, присущей темпераменту, и запамятывают о том, что есть малыши – зрители, слушатели, ораторы и деятели.

Сказкотерапия. Подготовка ко сну

Иногда деток нереально уложить спать без слез и истерик, а в особенности ежели ребенок проходит адаптационный период. Но малыша можно перехитрить. Поиграть с ним в сказку, в которую он поверит. Возьмем для примера сказку «Белоснежка и семь гномов». На веб-сайте также приведены похожие сказки для сказкотерапии.

Жили-были Белоснежка (это я) и гномы (это вы). Все гномы ложатся спать и пробуждаются в одно и то же время, за всеми гномами следит Белоснежка. Гномики за день чрезвычайно нередко умывались – и ножки утомились, и ручки утомились – потому им необходимо отдохнуть. Гномики стелят каждый в свою постельку, кладут головку на подушку и сходу засыпают. Ни один гномик не должен говорить либо играться, мешая спать иным гномикам. Спать необходимо лишь в собственной постельке, нельзя спать на коврике либо на диване. Ежели в период дневного сна кто-то из гномиков проснется, а все другие гномики спят, необходимо тихонько полежать и подождать, пока они проснутся. А ежели небольшому гномику что-то необходимо, он должен обратиться к Белоснежке.

Не следует забывать о магической силе игры. Это подвижные игры, игры, которые посодействуют скорее приспособиться ребенку, пальчиковые, предметные, игры-малютки, которые помогают ребенку развиваться, игры-наблюдения, настольные и тому подобное.

Слово… Его великая мистика очаровывает, поднимает до небес, будит в нас фаворитные людские свойства. С помощью слова можно установить контакт с хоть каким ребенком дошкольного возраста. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются неподменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и броской особенности. Ласковые прибаутки, потешки вызовут удовлетворенность у малыша. Почаще всего через элементы фольклора мы доносим до малыша свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Особенно принципиально обращаться к фольклору в 1-ые дни возникновения малыша в детском саду, конкретно это содействует скорейшей адаптации.

Как действуют слова на ребенка

Сколько бы мы не слышали о целительной силе хорошего слова, время от времени все равно говорим плохие вещи, страшным тоном, позже себя ругаем за это. Но слово не воробей, вылетело – не поймаешь.

Поэтому я решила для вас на практике наглядно показать влияние слова на малыша. В особенности слово ранит душу малыша, который проходит период адаптации:

стакан воды – ребенок (чистая, обычная, наивная);

соль – грубые, соленые слова;

перец – слова, которые выпекают, оскорбительные слова;

горсть земли – безразличие, невнимание к ребенку.

Соль, перец, землю высыпаем в стакан. Все это отлично перемешаем – получим состояние малыша. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит только незначительно взболтать, и все поднимется наверх. А это стрессы, неврозы, гиперактивность, остальные проблемы.

Итак, мы с вами узнали, что трудности адаптации к детскому саду появляются практически у каждого малыша. Задачка преподавателя – «адаптироваться» к каждому ребенку, осознать его, ощутить, помочь.

Потешка для тех, кто плачет

Не плачь, не плачь, деточка,

Прискачет к для тебя белка,

Принесет орехи

Для Машинкой потешки.

Потешки для новичков

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Ой, мой маленький,

Мальчик мой родненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Потешки для умывания

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы смеялись губы,

Чтобы кусались зубы.

Потешки при одевании

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождь пойдет,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо!

Валенки, валенки,

Небольшие, маленькие,

Потешки за обедом

Жили-были 100 ребят,

Все прогуливались в детский сад.

Все садились за столы,

И съедали, что подали.

Потом все ложились спать.

Чтобы опять все начать.

Потешки на сон

Вот и люди спят,

Вот и животные спят.

Птицы спят на ветках,

Лисы спят на горках,

Зайцы спят на травке,

Уточки – в муравке,

Детки все в люлечках…

Спят и спят,

Всему миру спать велят.

Взаимоотношения малыша со сверстниками

Рекомендации воспитателям

1. Так как ребенок действует по примеру людей, которые его окружают, то на 1-ое место ставятся отличные отношения меж родителями и преподавателями, с которыми разговаривает ребенок.

2. Пытайтесь в детском коллективе сделать такую атмосферу, которая бы не ограничивала действий малыша (избегайте неаргументированных высказываний: «Так…

Оставьте комментарий