Сколько идет адаптация к садику. Сколько по правилам длится адаптация

3 степени адаптации к детскому саду и 8 важных советов психолога по её улучшению

Содержание

Что такое адаптация?

В общем плане под сиим действием соображают приспособление индивидума к новейшей среде и условиям. Такие конфигурации оказывают влияние на психику хоть какого человека, в том числе и детей, которые обязаны адаптироваться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка больших энергетических издержек, в итоге что детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют вблизи матери с отцом и остальные родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с иными детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется определенному ребёнку (педагог разговаривает сразу с 15 — 20 малышами);
  • малыш обязан подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша меняется коренным образом. К тому же адаптационный процесс часто чреват ненужными сдвигами в детском организме, которые выражаются снаружи в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается последующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок пробуждается со слёзками и отрешается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не хочет пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психических умений – ребёнок, до этого говорящий, умеющий одеваться, употреблять столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – дети не интересуются новенькими игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия либо апатия – деятельные малыши в один момент понижают активность, а до этого размеренные дети выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации малеханького ребёнка к детскому саду понижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально изменяться. По мере привыкания к садику подобные задачи исчезают либо значительно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки быстрее привыкают к изменившейся обстановке, остальные же навечно беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Конкретно по выраженности и продолжительности перечисленных выше заморочек и судят о удачливости адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, соответствующих для детей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недельки. Схожий вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и различается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по последующим особенностям:

  • он без слёз и истерик входит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на маленький просвет времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные либо неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько продолжается адаптационный период в детском саду в данном случае? Не наименее 1,5 месяцев. При этом ребёнок часто хворает, показывает выраженные нехорошие реакции, но нереально говорить о его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с мамой, рыдает незначительно опосля разлуки;
  • при отвлечении запамятывает о расставании и врубается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются достаточно изредка, но их просто можно найти в детском коллективе. Некие из их проявляют открытую злость при посещении садика, остальные же уходят в себя, показывая полную отстранённость от происходящего. Длительность привыкания может составлять от 2 месяцев до пары лет. В особо тяжёлых вариантах молвят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные индивидуальности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ входить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играться, принимать еду, ложиться в кроватку;
  • агрессивность или замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы либо испуг).

Следует осознавать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление очень редкое, потому нужно обратиться к спецам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В неких вариантах врачи могут порекомендовать повременить с посещением ДОУ.

Читайте также  Правила поведения за столом школьников. Объясняем детям как правильно вести себя за столом

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации детей в детском саду постоянно протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важных причин спецы относят возрастные свойства, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и ранее. Но почаще всего схожий шаг не приносит особенной полезности, так как ребёнок ранешнего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – колоритная особенность, но, по мнению почти всех психологов, можно выделить лучший возрастной просвет, который наиболее всего подступает для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так именуемом кризисном периоде трёх лет. Как лишь малыш пройдёт данный шаг, у него увеличивается уровень самостоятельности, понижается психическая зависимость от мамы, следовательно, ему еще проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует торопиться с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к мамы. Конкретно потому длительная разлука с крайней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базисное доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и огромную самостоятельность трёхлеток: они, как правило, владеют горшечным этикетом, могут пить из чашечки, отдельные ребятишки уже пробуют одеваться своими силами. Подобные способности значительно упрощают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными приобретенными болезнями (астма, диабет и пр.) довольно нередко испытывают трудности с привыканием в силу особенностей организма и завышенной психической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые нередко и длительно хворают. Таковым детям требуются особенные условия, сниженные перегрузки и наблюдение мед персонала. Вот почему спецы советуют отдавать их в садик позднее, тем наиболее что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные препядствия адаптации болеющих малышей в ясельной группе:

  • ещё большее снижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение чувственной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение нехарактерной злости, завышенной активности либо, напротив, медлительности.
Перед поступлением в дошкольное учреждение малыши должны пройти медосмотр. Не необходимо этого пугаться, напротив, у родителей покажется возможность ещё раз посоветоваться с медиками по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать удачному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых характеристик познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления используют особенные коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в познаниях и повысить познавательную активность детей. При подходящих критериях такие малыши к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни умопомрачительно, также попадает в группу риска, так как его познавательные возможности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать трудности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду подразумевает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – быстрее привыкают к новенькому обществу те дети, чей соц круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто изредка взаимодействовал с иными детками, напротив, трудно приспосабливаются к изменившимся условиям. Слабенькие коммуникативные способности, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост волнения и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от преподавателей. Ежели воспитатель отлично ладит с ребёнком, адаптация приметно ускорится. Вот почему, ежели имеется таковая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой почаще всего позитивные.

Этапы адаптации малеханького ребёнка к детскому саду

Адаптация деток – процесс неоднородный, потому спецы выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Естественно, схожее разделение достаточно условно, но помогает осознать, как удачным будет привыкание.

Первый шаг – он же острый. Основная его изюминка – наибольшая мобилизация детского организма. Ребёнок повсевременно возбуждён и напряжён, логично, что предки и преподаватели отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психических конфигураций, можно найти и физиологические перемены. В неких вариантах отмечается повышение либо уменьшение частоты сердечного ритма, характеристик кровяного давления. Увеличивается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу именуют равномерно острой, так как выраженность негативных реакций понижается, а ребёнок адаптируется к изменившимся условиям. Отмечается понижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода может быть возвращение негативных чувств, возникновение ненужных реакций в виде истерик, плаксивости либо нежелания расставаться с родителями.

Третий шаг – компенсированный– выравнивает детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок удачно вливается в коллектив. Наиболее того, он может приобрести новейшие умения – к примеру, использование горшком либо самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 нужных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел очень удачно, быстро и безболезненно, спецы рекомендуют заблаговременно прививать будущему дошколёнку важные способности. Вот почему родителям следует знать, чему лучше обучить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В эталоне трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут появиться трудности, но приучивать к ним всё же следует. Для этого можно приобрести игрушки-шнуровки. Не считая того, развесьте в комнате рисунки с последовательностью одевания (их можно скачать безвозмездно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания содействует умение орудовать столовыми устройствами. Для этого необходимо отрешиться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не содействуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем наиболее что умение проситься и ходить в ночную вазу значительно упростит адаптацию, так как ребёнок будет более уверенно себя чувствовать посреди опытных ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для почти всех трёхлеток характерна избирательность в еде. В эталоне родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут припоминать войну меж детками и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Достаточно нередко можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно лишь маме. Некие дети вообщем разговаривают жестами, справедливо полагая, что предки всё усвоют. Перед садиком следует проследить за понижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтоб сделать лучше коммуникативные способности ребёнка, нужно чаще вводить его в детский коллектив. Психологи рекомендуют часто ходить в гости к семьям с малеханькими детками, гулять на детских площадках, играться в песочнице.
В яслях и садиках имеются особые адаптационные группы для будущих дошкольников. Непременно узнайте, имеется ли таковая услуга в вашем ДОУ. Посещение схожих групп дозволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новенькими правилами поведения.

Советы психолога: 6 дискуссий о садике

Рекомендации родителям по адаптации малышей нередко включают совет больше говорить с ребёнком о дошкольном учреждении. Лишь как это сделать верно и о чём необходимо говорить с малышом, чтоб облегчить будущее привыкание?

Читайте также  Как убрать сопли у ребенка быстро. Насморк у детей и его лечение

  1. Объясните очень обычным языком, что такое детский сад, для чего туда прогуливаются дети, почему так принципиально его посещать. Простой образец: «Садик – большой дом для детей, которые вкупе кушают, играют и гуляют, пока их предки работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это собственного рода работа для ребятишек. То есть мать трудится учителем, доктором, менеджером, папа – военным, программером и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, поэтому что стал совершенно взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не запамятовывайте припоминать, что через некое время ребёнок также сумеет сюда ходить и играться с иными детками. В его присутствии также можно говорить своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтоб снять ужасы и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что опосля завтрака будут игры, потом прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте поведать о том, к кому ребёнок сумеет обратиться, ежели вдруг захотит воды либо в туалет. Не считая того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться одномоментно, так как для воспитателей принципиально уследить сходу за всеми детьми.
  6. Поделитесь собственной историей посещения дошкольного учреждения. Наверное у вас сохранились фото с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куколки, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример дозволяет малышу быстрее привыкнуть к садику.
Не необходимо перехваливать детский сад, расписывая его уж совершенно в радужных красках, по другому малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Сразу нельзя пугать его дошкольным учреждением и преподавателем, который «покажет, как следует отлично себя вести!» Пытайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детками по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – возлюбленные утехи малеханьких деток. Потому советы психолога нередко включают такие пункты, как занятия и сказки для удачной адаптации в детском саду. Цель схожих игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть возлюбленная пластмассовая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и бот – детсадовцами, которые лишь посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять фактически весь день грядущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играться с иными ребятишками. Потом он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, особенный упор необходимо делать конкретно на данном моменте. Для этого лучше употреблять особые сказки для стремительной адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт рыдать опосля ухода мамы и начинает забавно играться с иными зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – внедрение подручных средств: презентация, мульты и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инноваторские материалы адаптируют детей не ужаснее, а иногда и лучше обыденных рассказов.

Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с малышом

Обычно к трёхлетнему возрасту дети довольно просто отпускают от себя мам и иных важных взрослых, так как, как мы уж отмечали, на данном шаге возникает естественное желание быть самостоятельным, независящим от родителей.

Читайте также  Малыш сильно тужится и кряхтит. 9 причин кряхтения ребёнка и когда стоит беспокоиться родителю (отвечает врач-педиатр)?

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мама преобразуются фактически в единый организм. Из-за этого адаптация малыша в детском саду может значительно усложниться, также увеличивается возможность полной дезадаптации.

В эталоне нужно приучивать малыша к родительскому отсутствию поочередно и заранее. И всё же можно в маленький срок снизить психоэмоциональную зависимость деток от матери. Разглядим главные советы родителям от опытнейших специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь завлекать к взаимодействию с ребёнком папу и иных близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с иными взрослыми (а не лишь с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Сначала они играют с малышом в присутствии с родителями, чтоб он сумел расслабленно чувствовать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий шаг – выход на улицу. Необходимо разъяснить малышу, что мать отлучится в магазин, пока бабушка либо знакомая тётя будет говорить увлекательную сказку. При этом не необходимо отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучивайте малыша к той мысли, что ему необходимо находиться одному в комнате. Вы сможете готовить обед, пока ребёнок будет играться в детской. Потом данные правила можно использовать во время занятия в песочнице либо на прогулке.
  5. Не именуйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и иными малоприятными словами. Напротив, как можно почаще рассказывайте ему и остальным, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он посиживает с бабушкой. Обнаружив пропажу мамы, он, во-1-х, серьёзно ужаснется, а во-2-х, начнёт рыдать и орать при последующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире 1-го, в особенности ежели он различается завышенной тревожностью и беспокойством. Не считая того, мелкие ребятишки даже за несколько минут способны отыскать «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он дозволяет для вас отлучаться. Ежели схожее будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения практически каждый день.
Вы сможете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Лишь не следует превращать их в настоящий ритуал, больше напоминающий торжество либо праздничек. Это может быть обыденный поцелуй, обоюдная ухмылка либо пожатие рук.

Консультация для родителей от доктора Комаровского

Посещение дошкольного учреждения – важное условие настоящего развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно слушать мировоззрение узнаваемых профессионалов – преподавателей, психологов и детских докторов. о особенностях удачной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и нередко. Узнаем главные советы популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мама ещё не вышла на работу. Ежели ребёнок вдруг простынет, родительница сумеет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать малышей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не наилучший период для начала посещения садика, так как увеличивается возможность простудиться;
  • не будет излишней информация и о том, как проходит адаптация конкретно в определенном детском саду. Может быть, воспитатели практикуют принудительное кормление либо чрезвычайно укутывают детей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский рекомендует придерживаться неких принципиальных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на исходных шагах привыкания к дошкольному учреждению. Даже ежели он плохо себя ведёт, необходимо проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению соц контактов с помощью наиболее нередких и длительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь увеличением иммунитета. Ежели защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт существенно быстрее.
Теледоктор не исключает появления определённых заморочек в процессе привыкания, но отрешаться от способности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего трепетно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Что делать, ежели адаптация к детскому саду уже началась?

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но просто ожидать окончания привыкания не следует. Удачная адаптация малыша в детском саду, советы по которой дают психологи и врачи, заключается в активной позиции родителей. Чем можно посодействовать собственному чаду?

  1. Не следует сходу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от обычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша поначалу на пару часов, а уже потом наращивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний энтузиазм к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Ежели он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте всякую информацию, которую предоставляет воспитатель либо психолог дошкольного учреждения. Традиционно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует почаще разговаривать с воспитателями, которые заполняют часто лист адаптации,…

Оставьте комментарий