Развитие ребенка раннего возраста. Статья на тему «Особенности развития детей раннего возраста»

Воспитание и развитие малышей в ранешном возрасте

Содержание

Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом разговаривает взрослый человек, какие познания и умения он ему передает. Воспитание и развитие деток ранешнего возраста – сложная задачка, она не может сводиться только к посещению яслей либо обучающих занятий, очень принципиально роль семьи как главенствующего воспитательного фактора. Таковым образом, родителям нужно знать и учесть индивидуальности воспитания малышей ранешнего возраста, это непременно принесет свои плоды.

Что такое ранешний возраст

Ранним детством в психологии считается возраст от 1 года до 3 лет. Он начинается опосля младенчества, в котором ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью.

Главная изюминка ранешнего возраста – сотрудничество со взрослым в игре, без этого не происходит становление личности и развитие главных психологических процессов.

После окончания ранешнего возраста начинается младший дошкольный период, характеризующийся отделением от родителя во время сюжетно-ролевой игры, которая выходит на 1-ый план. Пограничным моментом становится кризис 3-х лет, когда малыш говорит: «Я сам!», тем самым заявляя о том, что он отдельный индивид.

Важно! Ранешний возраст заканчивается в три года и в это же время начинается кризис 3-х лет, который характеризуется значимой перестройкой формирующихся личных устройств и становлением новейших черт сознания и личности ребёнка, не считая того, происходит перестройка отношений с окружающим миром.

Особенности малышей ранешнего возраста

Понимание различий этого периода дозволяет сделать действенное обучение и развитие деток ранешнего возраста. Конкретно на этих базисных понятиях строится работа в дошкольном учреждении.

Особенности возраста:

  1. Физическое развитие. Двигательные способности оттачиваются. К 3 годам дети быстро передвигаются, скачут, и залезают на маленькую высоту. Головной мозг пока сохраняет маленький предел работоспособности, утомление происходит быстро.
  2. Речь и общение. Основное достижение – 1-ые слова и фразы. Они употребляются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит методом подражания. Словарный запас активно дополняется, складываются осмысленные предложения. Дети способны принимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
  3. Эмоциональное и личностное развитие. Оно вполне зависит от дела взрослого. Дошкольники доверчивы, просто отзываются за ласку и внимание. Тонко ощущают, когда предки довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.

Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:

Его индивидуальности в ранешном возрасте
  • Пока еще несовершенно, дети не могут сами изучить предметы.
  • Узнают обычные предметы, ежели они изменили свойства (например, цвет).
  • Находят по просьбе взрослого нужные вещи.
  • Назвать форму и цвет пока еще затруднительно.
  • Непроизвольное.
  • Сосредоточенное занятие до 10 минут.
  • Трудно переключают и распределяют внимание.
  • Слушают маленькие сказки без картинок.
  • Следуют словам взрослого для организации внимания.
  • Образная.
  • Оперативная память становится лучше.
  • Улучшается длительная память, могут узнавать людей через 1-2 месяца их отсутствия, предметы, которые лицезрели давно.
  • Непроизвольное.
  • Могут представлять действия из рассказа взрослого и чувственно на него реагировать.
  • Вместо отсутствующего предмета употребляют похожий.
  • Игровая деятельность развивается.
  • Повторяют в игре ранее виденные деяния спустя время.
  • Наглядно-действенное.
  • Развивается наглядно-образное.
  • Группируют предметы со сходными характеристиками.
  • Развивается знаковая функция мышления.

Воспитание малышей ранешнего возраста

Воспитание деток ранешнего возраста в собственной базе содержит создание и поддержание положительного чувственного настроя. Для этого требуется верно организовать режим дня, делать связанные с ним процедуры (закаливание, гигиена, укладывание спать).

Основной стимул, который стремится воплотить взрослый – побуждение к организованным действиям.

Неотъемлемое условие воспитания малышей ранешнего возраста – просыпание энтузиазма, тогда они с готовностью выполняют требования. Нужно создавать в бытовой среде предпосылки, когда может проявиться энтузиазм. К примеру, для гигиены полости рта необходимо приготовить колоритную зубную щетку и давать малышу самому пробовать чистить зубы. То же правило действует и в отношении других воспитательных задач.

Важно! Неприемлимо принуждение к выполнению всех дел, которые детям не по характеру. Добиваться послушания необходимо, зародив энтузиазм к занятию.

Задачи воспитания деток ранешнего возраста:

  • Эмоциональное благополучие.
  • Овладение гигиеническими навыками.
  • Обучение правилам поведения в обществе.
  • Развитие самостоятельности и самообслуживания.
  • Установление контакта со сверстниками и взрослыми.

Ребенку нельзя навязывать свое мировоззрение относительно рассматриваемых событий и действий. Можно только поощрять его за правильные поступки и порицать за нехорошие. Равномерно он соображает, что «хорошо» – это не то, что ему нравится, а то, что принимается взрослыми. Порицание и похвала – действенные средства воспитания малышей ранешнего возраста.

Развитие малышей ранешнего возраста

Основы воспитания деток ранешнего возраста следуют из особенностей психики и мышления малыша. Ведущая деятельность – предметно-действенная.

Ввиду того, что на 1-ый план выходят деяния с предметами, задачка взрослого сводится к сотрудничеству, в ходе которого ребенок обучается обращаться с ними. Он усваивает методы их использования, подражая взрослым. Малыш способен осознавать главные характеристики предметов (цвет, форма, размер) и различать их. К концу ранешнего возраста он научится воспользоваться почти всеми окружающими его вещами и играться игрушками.

Читайте также  Парацетамол инструкция по применению кормящим мамам. Парацетамол при ГВ

Обучение деток ранешнего возраста сводится к последующим задачам:

  • Развитие речи.
  • Знакомство с окружающим миром и обществом.
  • Развитие сенсорики.
  • Навыки действий с предметами.
  • Совершенствование двигательной активности.
  • Музыкальное восприятие.

Обучение игре деток ранешнего возраста на данный момент выходит на 1-ый план. Принципиально сделать условия, в которых они принимают активное роль в процессе обучения. Неприемлимо ограничение свободы передвижения во время занятий. Психологические индивидуальности возраста не дозволят детям сосредоточиться на материале.

Программы ранешнего воспитания и развития

Воспитание и обучение деток ранешнего возраста тесновато соединены меж собой, потому было бы некорректно выделять их в различные методики. Используемые программы воспитания деток ранешнего возраста и короткое их описание:

Рекомендуемый возраст, место применения
Основные направления развития
Программа воспитания и обучения в детском саду
  • Укрепление здоровья.
  • Развитие режимных навыков.
  • Сенсорное воспитание.
  • Развитие речи.
  • Развитие главных психологических процессов.
  • Развитие энтузиазма к музыке и эстетического ее восприятия.
  • Воспитание энтузиазма к труду.
  • Формирование привычки здорового вида жизни.
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Закладывание основ личности.
  • Развитие целенаправленной деятельности.
  • Развитие речи и поддержание энтузиазма к чтению взрослыми.
  • Творческие занятия.
  • Развитие предметной деятельности.
  • Приучение к самостоятельности и выполнению режимных моментов.
  • Развитие двигательной активности и речи.
  • Приобщение к музыке, театрализованным представлениям.
  • Обучение плаванию.

Формы обучения

Формы обучения малышей ранешнего возраста, принятые в дошкольных учреждениях:

  • Индивидуальные занятия. Традиционно используют, когда нужна коррекционная работа с ребенком.
  • Групповые. Задание дается каждому либо всей группе.
  • Коллективные. Объединяются несколько малышей.
  • Самостоятельные.

По нраву занятия разделяются на творческо-игровые, исследовательские, информационно-практические и творческие. Обучение проводится в согласовании с програмкой обучения ДОУ.

Все обучающие мероприятия проводятся лишь в игровой форме. Для закрепления познаний и способностей употребляется многократное повторение пройденного материала.

Средства обучения и воспитания

Средства сенсорного воспитания деток ранешнего возраста:

  1. Дидактические игры и упражнения.
  2. Рисование.
  3. Лепка.
  4. Аппликация
  5. Конструирование.

Задача занятий сводится к скоплению сенсорного опыта, направленного на развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, осязания. Потом дети сумеют систематизировать приобретенные познания и использовать их. Принципиально поощрять рвение дошкольников к самостоятельности в ходе выполнения задания.

Сенсорное воспитание и обучение обязано проходить планомерно, в системе. Усвоение сенсорных эталонов, подготовка земли для этого не могут происходить без роли педагога.

Рекомендации родителям

Воспитание малыша ранешнего дошкольного возраста просит от родителей осознания особенностей этого периода. Им можно отдать последующие советы:

  • В семье необходимо поддерживать доброжелательную атмосферу.
  • Активно включать малыша в ежедневные бытовые дела, это увлечет его и поспособствует развитию маленькой моторики.
  • Внимательно слушать, что он говорит, врубаться в разговор, задавая обыкновенные вопросы.
  • Разговаривать маленькими понятными предложениями. Слова проговаривать верно, тихо. В ходе беседы давать как можно больше понятий простыми формулировками.
  • В процессе игры «подключаться» к ней и комментировать деяния малыша.
  • Читать книжки, ходить гулять каждый день, чтоб обеспечить малыша новенькими впечатлениями и знаниями.
  • Активно поддерживать энтузиазм к новеньким занятиям.
  • Хвалить как можно почаще за отличные поступки.

Следование сиим советам дозволит отлично применять индивидуальности воспитания деток ранешнего возраста. Тем, кто не получил подабающего педагогического внимания в этот период, трудно приспособиться в обществе, они имеют трудности в речевом, умственном и физическом развитии. Ежели малыш не посещает детский сад, родителям следует взять функции преподавателя на себя, учить теоретические базы воспитания деток ранешнего возраста.

Видео

010

Психологические индивидуальности ранешнего возраста

Ранний возраст разделяется на два периода:

  • первый год жизни (младенческий возраст);
  • ранний возраст – от 1-го до 3 лет.

Психология младенческого возраста более интенсивно развивается со 2-ой половины 20 века. Это направление разрабатывается в рамках психоаналитической концепции (А.Фрейд, Дж.Данн, Спитц, Р.Сирс), теории привязанностей (Дж.Боулби, М.Эйнсворт), общественного научения ( Льюис, Липпсит, Бижу, Баер), когнитивной психологии ( Дж.Брунер, Т. Бауэр, Р.Фанц, Ж.Пиаже). Во всех перечисленных направлениях малыш в большей степени рассматривается как природное, натуральное существо, которое со временем социализируется. В отличие от этого в отечественной психологии, которая строится на базе культурно исторической концепции, малыш рассматривается как очень соц существо, живущее в социальной ситуации развития. Связь и дела малыша с мамой является главным предметом психологии младенчества.

В отечественной психологии более известными исследователями младенческого возраста являются М. И.Лисина, М.Ю.Кистяковская, Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева, Е.А.Сергиенко. В ранешном возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важным средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все главные психологические процессы и новейшие виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие возможности и др. Психическое развитие деток ранешнего возраста более удачно изучалось в работах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, А.Г.Рузская, С.Л.Новоселова, Л.Н.Галигузова и др.

Руководитель раздела “Ранний возраст”

Смирнова Е.О. – доктор, доктор психических наук, заведующая лабораторией психологического развития дошкольников Психического института Русской Академии Образования, заведующая лабораторией ранешнего возраста МГППУ.


 

 

(от 1  до  3-х лет)

Читайте также  Можно ли грудничка класть на подушку. Какая нужна подушка для новорожденного

Ранний возраст – очень принципиальный и ответственный период психологического развития ребёнка. Это возраст, когда всё в первый раз, всё лишь начинается – речь, игра, общение со сверстниками, 1-ые представления о для себя, о остальных, о мире. В 1-ые три года жизни закладываются более принципиальные и фундаментальные людские возможности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в для себя и доверие к иным людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и почти все другое. При чём все эти возможности не появляются сами по для себя, как следствие малеханького возраста ребёнка,  но требуют непременного роли взрослого и соответственных возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В ранешном возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных методов потребления пред­метов. Взрослый становится для ребёнка не лишь источ­ником внимания и доброжелательности, не лишь “поставщиком” самих предметов, но и образцом  человечьих действий с предметами.  Та­кое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи либо к де­монстрации предметов.  Сейчас нужно соучастие  взрослого, одновременная практическая деятельность вкупе с ним, выполне­ние 1-го и  того  же  дела.  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его роль в действиях ребёнка и,  главное  –  новые,  адекватные методы деяния с предметами.  Взрослый сейчас не лишь даёт ребёнку в руки предметы, но вкупе с предметом передаёт способ деяния с ним.

В совместной деятельности  с  ребёнком  взрослый  выполняет сходу несколько функций:

  • во-первых  взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;
  • во-вторых он организует деяния и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;
  • в-третьих,  он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом более интенсивного усвоения методов действий с предметами.  К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым,  ребёнок  в основном умеет воспользоваться бытовыми предметами и играться с игрушками.  

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Новой социальной  ситуации развития соответствует и новейший тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.

Предметная деятельность является ведущей потому,  что конкретно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. До этого всего необходимо выделить, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание малышей этого возраста полностью определяется восприятием. Так, память в ранешном возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит в большей степени конкретный нрав – ребёнок устанавливает связи меж воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен  лишь к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Поскольку деяния с предметами ориентированы в основном на такие их характеристики как форма и величина, конкретно эти признаки являются главными для ребёнка.  Цвет в начале ранешнего юношества не имеет особенного значения для узнавания предметов. Малыш совсем идиентично узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необыкновенные цвета (например зелёная кошка остаётся кошкой). Он ориентируется до этого всего на форму, на общий контур изображений. Это совсем не означает, что ребёнок не различает цвета. Но, цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет и не описывает его узнавание.

Особое значение имеют деяния, которые именуют соотносящими.  Это деяния с 2-мя и наиболее предметами, в которых нужно учесть и соотносить характеристики различных объектов – их форму, величину, твёрдость, положение и пр. не пробует расположить их в определённом порядке.  Соотносящие деяния требуют учёта величины, формы, местоположения разных предметов.   Типично, что большая часть игрушек, предназначенных для малышей ранешнего возраста, (пирамидки, обыкновенные кубики, вкладыши, матрёшки) подразумевают конкретно соотносящие деяния. Когда ребёнок пробует выполнить такое  действие, он подбирает и соединяет предметы либо их части в согласовании с их формой либо размером. Так, чтоб сложить пирамидку, необходимо попадать палочкой в отверстие колечек и учесть соотношение колец по величине. При сборке матрёшки необходимо подбирать половинки схожей величины и совершать деяния в определённом порядке – поначалу собрать самую небольшую, а позже вложить её в большую.

Первоначально малыш может делать эти деяния лишь через практические пробы, поэтому что он ещё не умеет визуально ассоциировать величину и форму предметов.  К примеру, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подступает и начинает пробовать другую. Время от времени он пробует достигнуть результата силой – втиснуть неподходящие части, но скоро убеждается в несостоятельности этих попыток и перебегает к примериванию и опробыванию различных частей, пока не найдёт подходящую деталь.

От наружных ориентировочных действий малыш перебегает к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сходу, без подготовительных практических проб. Он может, например,  подобрать схожие либо разные по величине колечки либо стаканчики.

Восприятие на всём протяжении ранешнего возраста тесновато соединено с предметными действиями. Ребёнок может довольно точно найти форму,  величину либо цвет предмета, ежели это нужно для выполнения подходящего и доступного деяния. В остальных вариантах восприятие может оказаться очень расплывчатым и неточным.

Читайте также  Лишай на руке у ребенка. Лишай у ребенка

На 3-ем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за определенными предметами.  Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов нужно чтоб он знакомился с различными чертами и признаками вещей в определенных практических действиях. Богатая и различная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,  является важной предпосылкой становления внутреннего плана деяния и умственного развития.

Уже к началу ранешнего возраста у ребёнка есть отдельные действия,  которые можно считать проявлениями мышления. Это те деяния, в которых ребёнок обнаруживает связь меж отдельными предметами либо явлениями – к примеру, подтягивает верёвочку, чтоб приблизить к для себя игрушку. Но в процессе  усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь меж предметами , что в предстоящем содействует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – принципиальный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таковых связей происходит путём практических проб.  Он пробует различные методы открывания коробки, доставания симпатичной игрушки либо получения новейших воспоминаний и в итоге собственных проб, случаем получает эффект. К примеру, случаем нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, либо сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает её и достаёт спрятанный предмет.  Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме наружных ориентировочных действий,  называют наглядно-действенным. Конкретно эта форма мышления характерна для деток ранешнего возраста. Дети активно употребляют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых различных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Напористое воспроизведение одних и тех же  обычных действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание  коробочек,  извлечение звуков из звучащих игрушек, сопоставления различных предметов, деяния одних предметов на остальные и пр.)  дают малышу очень важный  чувственный опыт, который ложится в базу наиболее сложных, внутренних форм мышления.

Познавательная активность и развитие мышления в ранешном возрасте проявляется не лишь и не столько в удачливости решения практических задач, но до этого всего в чувственной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и  в удовольствии, которое получает ребёнок от собственной исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новейшие, познавательные эмоции – энтузиазм, любопытство, удивление, удовлетворенность открытия.

Овладение речью

Одним из основных событий в развитии ребёнка ранешнего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому ко­пированию речевых звуков,  а обязана представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым.  За каждым сло­вом обязано стоять то,  что оно обозначает,  т.е. его значение, какой-нибудь предмет. Ежели такового предмета нет,  1-ые слова могут не появиться,  как бы много мама ни разговаривала с ребёнком, и как бы отлично он ни воспроизводил её слова. В том случае, ежели ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это де­лать в одиночестве,  активные слова ребёнка также задерживают­ся: у него не возникает потребности именовать предмет, обратить­ся  к  кому-либо  с  просьбой,  либо выразить свои воспоминания. Потребность и необходимость говорить предполагает  два основных условия:  потребность  в  общении  со взрослым и потребность в предмете, который необходимо назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И лишь ситуация предметного сотрудни­чества ребёнка со взрослым создаёт необходимость именовать пред­мет и означает произнести своё слово.

В таком предметном сотрудничестве взрослый  ставит  перед ребёнком речевую задачу, которая просит перестройки всего его поведения: чтоб быть понятым, он должен произнести совсем определённое слово. А это означает, что он должен отвернуться от хотимого предмета,  обратиться к взрослому, выделить произно­симое им слово и употребить этот искусственный символ социально­-исторической природы (каким постоянно является  слово)  для  воз­действия на окружающих.

Первые активные слова ребёнка возникают во 2-ой половине второго года жизни. В середине   второго  года  происходит  “речевой  взрыв”, который проявляется в резком нарастании словаря  и  завышенном интересе ребёнка   к  речи. 3-ий год жизни характеризуется резко растущей рече­вой активностью ребёнка.  Дети  уже  могут  слушать  и  осознавать не лишь об­ращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже соображают содержание обычных сказок и стихов и обожают слушать их в испол­нении взрослых. Они просто запоминают маленькие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытают­ся поведать взрослым о собственных впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в конкретной близости.  Это  означает, что речь начинает отделяться от приятной ситуации и становит­ся самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Все эти  заслуги стают возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи,  которая поз­воляет связывать  между  собой отдельные слова,  независимо от настоящего положения тех предметов, которые они обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является…

Оставьте комментарий