Разминка для глаз для детей. Зрительная гимнастика для детей

Картотека “Гимнастика для глаз” для дошкольников

КАРТОТЕКА

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. «Яблоко»

(профилактика нарушений зрения)

Нарисуем яблоко круглое и сладкое.

И большое-пребольшое, чрезвычайно вкусное такое.

Нарисовать очами «яблоко» поначалу по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

2. «Арбуз»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот какой у нас арбуз:

Несмышлёный карапуз.

Вдаль покатился – на место воротился.

Снова покатился – домой не воротился.

Перемещение взора с дальней точки на ближнюю.

Влево покатился,вправо покатился

Медленные движения очами на лево, потом вправо.

Покатился и…разбился.

Зажмуривание глаз.

3. «Собачка»

(снятие зрительного утомления)

Собачка бежит на право, собачка бежит влево.

Дети делают медленные движения очами на право, а потом на лево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, к примеру, на древесную палочку с «собачкой» на конце.

И опять это делает она чрезвычайно умело.

Повторяют те же движения.

Собачка к носу движется, а позже обратно.

На неё глядеть нам чрезвычайно приятно!

Переводят взор с дальней точки на ближнюю и наоборот.

4. «Щенок»

(тренировка глазных мышц)

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Поднести к очам ладошки, хлопать ресничками, щекоча ладони.

А щенок не лает, глазки закрывает.

Закрыв глаза, поглаживать веки.

5. «Белка»

(укрепление внутренней мускулы глаза)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несёт бельчатам-деткам.

Взгляд смещать по диагонали на лево – вниз – прямо, на право – ввысь – прямо, на право – вниз – прямо, на лево – ввысь – прямо и равномерно наращивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.

6. «Волчище»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Что, волчище, рыщешь?

Что ты, сероватый, ищешь?

Движения глазного яблока на лево – пауза – потом вправо.

Я поужинать желаю – волчью ягоду ищу.

Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.

7. «Лиса»

(снятие зрительного напряжения)

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.

Крепко зажмурить и открыть глаза.

Смотрит хитрецкая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Медленно прослеживать взором на право, потом – на лево за передвигающимся предметом – лисой, не поворачивая головы.

Пошла лиска на рынок, поглядела на товар.

Взгляд ориентирован вниз, потом – вверх.

Себе купила сайку, лисятам – балалайку.

Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него 3-мя пальцами.

8. «Сова и лиса»

(восстановление зрения)

На сосне посиживает сова, под сосной стоит лиса.

Медленно перемещают взор ввысь – вниз, не поворачивая головы.

На сосне сова осталась,

Выполняют круговые вращения очами по часовой стрелке.

Под сосной лисы не стало.

То же против часовой стрелки.

Можно употреблять зрительные тренажёры для фиксации взгляда.

9. «Кукушка»

(укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взор на указательном пальце. Это«кукушка».

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

Медленное движение взором на лево – на право, не поворачивая головы.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

Прослеживают движения пальца вверх-вниз.

Ты, кукушка, не ори, а чуть-чуть помолчи.

Закрывают глаза ладонями.

10. «Совушка-сова»

(профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, крупная голова.

Движения очами на право – на лево, не поворачивая головы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

Вращение очами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Днём спит,

Закрывать глаза.

Ночью глядит:

Открывать глаза.

Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

Широко открывать глаза.

11. «Мотылёк»

(профилактика зрительного утомления)

Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх!

Быстро и просто моргать глазами.

Он летит на огонёк.

Остановиться, поглядеть на ближнюю точку – «огонёк».

Поскорей улетай, свои крылышки спасай!

Моргать очами быстрее.

Улетел…

Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.

12. «Бабочка»

(укрепление мускул глаз)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает…

Дети прослеживают взором без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с внедрением зрительного тренажёра. Линию движения, по которой должен двигаться взор, указывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме линия движения движения может быть разной.

Читайте также  От насморка и заложенности детям от года. Список лучших капель от заложенности носа для детей

13. «Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

Дети глядят на пчелу на палочке.

Тут и там.

Дети медлительно переводят взор на лево, потом на право за пчелой, не поворачивая головы.

Где летала? – По лугам.

Смотрят ввысь, а позже вниз.

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела.

Массируют веки, надавливая слегка пальцами.

14. «Кит»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Кит плывёт как большой пароход.

Широко раскрыть глаза и поглядеть вдаль.

Влево плывёт,вправо плывёт

Движения очами на лево – вправо.

А потом…как нырнёт!

Закрыть глаза и зажмурить их.

15. «Ерши-малыши»

(профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть набросок речных кругов, различных по размеру, в которых плавают рыбы. Либо просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

На реке – камыши. Расплясались там ерши:

Круг – постарше,

Медленное вращение очами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.

Круг – помладше,

Аналогичное движение очами по кругу наименьшего размера.

Круг – совершенно малыши!

Такое же движение по самому небольшому кругу.

Круги могут находиться на ближнем и далеком расстоянии друг от друга, и тогда детки переводят взор с ближней точки на дальнюю и напротив.

16. «Ёлочка»

(нормализация здорового зрения)

Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.

Медленные движения очами ввысь – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на древесной палочке.

С буйным ветром спорится,

Отвести тренажёр вдаль и поглядеть на ёлочку.

Дотронься – уколется.

Перевести взор на ближнюю точку – к носу.

Ой!

Зажмурить глаза.

17. «Анютины глазки»

(тренировка силы мускул глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки.

(Слегка зажмуриться.)

Анютины глазки раскрылись, как в сказке.

(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

18. «Гриб»

(снятие зрительного напряжения)

Шляпка, шляпка, шляпка,

Ножка, ножка, ножка.

Вот и гриб Антошка.

Дети представляют шляпку гриба и медлительно обводят её очами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Потом те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

19. «Снежинка»

(коррекция зрения)

Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.

Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взор на снежинке.

Снежинки на право полетели,

Глазки на право посмотрели.

Медленно отводят руку на право, следя очами за снежинкой, не поворачивая головы.

Снежинки на лево полетели,

Глазки на лево посмотрели.

Движения очами влево.

Ветер ввысь их поднимал и на землю опускал.

Поднимают руку ввысь и опускают вниз, медлительно следя очами за снежинкой; потом приседают, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Закрывают глаза ладонями.

20. «Солнышко и тучки»

(профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения употреблять зрительные метки. Это могут быть рисунки тучек, расположенных по углам квадрата стенки («неба»), либо воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

Не поворачивая головы, детки медлительно переводят взгляд с одной тучки на другую по направлению, указанному преподавателем – можно пронумеровать тучки либо поставить указатели-стрелки и т.п.

А мы солнышко догоним, а мы красноватое поймаем.

Переводят взгляд на солнышко в середину «неба» и отдыхают.

Солнышко услыхало, красноватое поскакало.

Обводят очами большой круг по часовой, позже против часовой стрелки. Преподаватель может пустить солнечный кролик по «небу», а детки будут прослеживать взором его движение.

По способности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.

21. «Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения очами делать медлительно, не поворачивая головы.

Глазки на лево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Вращать очами по кругу.

Зорче глазки чтобы глядели, разотрём их еле-еле.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

22. «Пальминг» (оптическое голодание) –

(расслабление мускул глаз)

Глазки ладошками закрылись

И в пещере очутились.

Раз-два-три, ничего не лицезреем мы…

Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтоб не было ни 1-го просвета. Расслабиться.

23. «Пальчик»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Пальчик к носу поднесём,

Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.

А позже отведём.

Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.

Поморгаем, помолчим и снова всё повторим.

Поморгать очами и повторить всё сначала.

Читайте также  Сколько должен весить ребенок семимесячный. Все о развитии ребенка в 7 месяцев: нормы веса и роста, особенности питания мальчиков и девочек

24. «Айболит»

(профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу размещены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом посиживает Айболит.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

Фиксируют взор на медике Айболите.

Приходи к нему лечиться, и скотина, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица

Дети обводят их очами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.

Всех излечит, исцелит хороший доктор Айболит!

Поморгать очами и расслабиться.

25. «Дворник»

(снятие вялости с мускул глаз)

Вы, метёлки, метите, метите,

И вялость сметите, сметите,

И вялость сметите, сметите,

Глазки нам отлично освежите.

Выполнять нередкое моргание без напряжения глаз с маленький паузой в середине текста.

26. «Шофёр»

(снятие зрительного напряжения)

Качу, лечу во весь опор.

Медленное движение очами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.

Я сам – шофёр и сам – мотор.

То же против часовой стрелки.

Нажимаю на педаль,

Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.

И машинка мчится вдаль.

Отводим палец далековато вперёд и переводим взор на дальнюю точку.

27. «Самолёт»

(укрепление глазных мышц)

Использовать зрительный тренажёр – самолётик на древесной палочке.

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.

Перевод взора с наиблежайшей точки на дальнюю.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Движение очами на право, не поворачивая головы.

Левое крыло отвёл, поглядел.

То же влево.

Я мотор завожу и пристально гляжу.

Движение взором по кругу.

Поднимаюсь ввысь, лечу, ворачиваться не хочу.

Движение взором ввысь – вниз.

28. «Вертолёт»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот отправился в полёт

Наш расчудесный вертолёт.

Медленно подымать глаза высоко ввысь и фиксировать взор на «вертолёте».

Быстро крыльями кружит,

И жужжит, жужжит, жужжит.

Вращать очами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.

Ж-ж-ж-ж…

Зажмурить глаза.

Зрительная гимнастика для детей

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение более влияет на развитие личности во всех смыслах. Потому здоровье глаз необходимо поддерживать с самого ранешнего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у деток, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных возможностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из более обычных и действующих методов поддержать зрение у малыша на должном уровне является зрительная гимнастика.

Причины болезней органов зрения

Зрение у малышей может понижаться из-за действия различных причин. Главные из их рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у 1-го из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко растет возможность того, что у малыша рано либо поздно проявятся подобные препядствия. Потому не стоит ожидать, когда у него начнет понижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтоб предотвратить либо выявить заболевания на ранешней стадии.

Недозированная перегрузка на глаза

Это в наш век телефонов и девайсов – одна из самых всераспространенных обстоятельств понижения зрения у деток. В течение всего дня детские глазки подвергаются действию телека, компа, планшета, телефона и т. п.

Также предпосылкой может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книжки, при нехорошем освещении либо при продолжительном отсутствии перерыва. Естественно, в базе данной задачи лежит халатность родителей, которые по легкомыслию разрешают ребенку бесконтрольно воспользоваться девайсами либо часами просиживать перед телевизором.

Детским очам нужно отдыхать и лучше, чтоб чередование нагрузок и отдыха было снутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на исходных шагах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы нужно вовремя направить внимание и очень ограничить малыша от «общения» с компом, телеком и иными схожими «игрушками».

Дефицит витаминов

Эта неувязка также остро стоит посреди огромного числа школьников и малышей наиболее младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет огромное влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион малыша должен в рациональном количестве содержать все витамины и микроэлементы, нужные для обычного развития детского организма. Ежели ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться трудности со зрением.

Проблема эта на данный момент достаточно актуальна и связана в основном с тем, что у деток с самого ранешнего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к никак не здоровой пище: различному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, таковая пища не может содержать достаточного количества нужных веществ и витаминов, таковых принципиальных в детском возрасте.

Читайте также  Большой родничок в 5 большой. К какому возрасту должен полностью закрыться родничок у малыша

Чтение в ранешном возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить собственному чаду любовь к книжкам в самом ранешном возрасте, рассчитывая, что таковая склонность малыша непременно остается с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель отменная, но почаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза деток ранешнего возраста (до 4-х лет) устроены так, что длительное чтение без перерыва чрезвычайно быстро приводит к понижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает чрезвычайно много инфы, но она обязана быть донесена до него в различных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может издержать на чтение книжки без вреда для здоровья, составляет 15-20 минут в день.

Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и остальных систем. Как понятно, в людском организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Потому нередки случаи, когда понижение зрения соединено с какой-нибудь органической патологией остальных органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально работала, нужно, чтоб клеточки и ткани часто насыщались достаточным количеством кислорода. Один из главных методов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За крайние годы уровень физических нагрузок у малышей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом соединено с тем, что обычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компом и телевизором.

Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы малыша, пускай, на 1-ый взор, незначимые, остаются без подабающего внимания со стороны родителей, заболевание будет прогрессировать.

В большинстве схожих случаев за мед помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Потому важно при возникновении первых симптомов нарушения зрительной функции у малыша обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задачка зрительной гимнастики – это укрепление глазных мускул. Как и любые остальные мускулы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Потому комплекс легких упражнений ориентирован на предотвращение понижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок выяснит о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество различных методик проведения физминутки для малышей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры либо в стихах.

Благодаря постоянному проведению зрительной гимнастики, у малыша с ранешних лет формируется понимание того, что зрение чрезвычайно принципиально для человека и его необходимо беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью собственного чада, эти полезные способности он сумеет перенести и во взрослую жизнь.

С помощью зрительной гимнастики можно не лишь предотвратить развитие бессчетных глазных заболеваний, но и вернуть зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близкорасположенных тканей.

Если для малыша за время пребывания в детском саду стали обычными занятия зрительной гимнастикой, то велика возможность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сумеет избежать бессчетных заморочек со здоровьем.

Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не лишь зрительных, но и умственных возможностей малыша, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений возрастает скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение настоящего отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у малышей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего деяния на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совершенно скоро.

Основные нюансы методики

Заботливым родителям необходимо знать, что у малышей, появившихся на свет ранее положенного срока и у детей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы растет. Также велика опасность появления этого недуга у малышей с отягощенной наследственностью. В таковых вариантах с самого ранешнего возраста малыша нужно решать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.

Большую роль в поддержании зрения на обычном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет постоянное проведение зрительной гимнастики. Всем понятно, что мелкие детки – непоседы, потому зрительная гимнастика не обязана представлять собой набор «сухих» правил.

Оставьте комментарий