Методики развития детей в возрасте от 1 года до 2 лет. Развитие детей от 1 до 2 лет

Раннее развитие: обзор самых фаворитных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды либо необходимость? К раннему развитию у профессионалов отношение неоднозначное. Узнаваемый ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачки не необходимо. Плохо отзываются о обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать малыша очень рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной мысль по книжке Масара Ибуки «После 3-х уже поздно!» – о том, что с ребенком принципиально заниматься конкретно до 3-х лет, в сенситивный период развития. Вообщем, до этого, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем для вас обзор самых фаворитных методик, чтоб вы знали, о чем вообщем идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие малыша с помощью особых занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три главных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок обучается проявлять свои эмоции и принимать эмоции остальных людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов эмоций (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и большая моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, познание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему любопытно, потому приступать к занятиям лучше с неплохим настроением. Удостоверьтесь, что малыша ничего не волнует, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Разглядим главные популярные методики ранешнего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– 1-ая женщина-врач в Италии, преподаватель и философ. В собственной докторской практике столкнулась с умственно отсталыми детками. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Конкретно там способом проб и ошибок Монтессори разработала свою систему воспитания.

Метод был удачно использован на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – сделать место, очень открытое для малыша. Для этого употребляется особая развивающая среда, разбитая по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – ассистент. Ребенок все делает сам, обучается самостоятельности и границам.

Изначально методика ориентирована на деток от 3-х лет, но на данный момент получила распространение с рождения. Выяснить о методике подробнее можно из книжек Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих упражнениях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Преподаватели должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно приобрести на AliExpress либо в особых Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – отыскать правильные «подносы», комфортные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и матери, которые практикуют методику дома. К примеру, магазин «Монтессори дома» от матери 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мать Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори подразумевает, что ребёнок обучается играя и без помощи других выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори часто заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На упражнениях развивается логика, аналитическое мышление, маленькая моторика и так дальше. При этом творческие возможности, за которые отвечает правое полушарие, остаются фактически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили конкретно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), южноамериканский врач-нейрофизиолог, вначале работал с детками с повреждениями мозга. При постоянных упражнениях такие малыши демонстрировали результаты лучше, чем вначале здоровые. Открыл компанию «Институты заслуги потенциала человека» и перенес свою методику в обыденные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке укрыт большой потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные способности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не лишь популярные на данный момент карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В Рф методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и преподавателями. Обещает, что при постоянных упражнениях ребенок научится читать, считать, отлично говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книжек и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книжки Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как обучить малыша читать».

Читайте также  Как выглядит рахит у грудничков. Рахит до 1 года: признаки заболевания у грудничков с фото, способы лечения и меры профилактики

Где заниматься

Дома. В книжках Доман обрисовывает, какие необходимы упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно приобрести в книжных либо детских магазинах. Либо взять готовые комплекты в «Умнице». Стоимость 1-го комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мать Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься просто и комфортно, методика в наборах обмыслена до мелочей. Занятие продолжается в среднем 15-30 секунд.

Даша чрезвычайно любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красноватым точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься необходимо часто, по другому эффект теряется. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), германским философом и преподавателем. Методика получила заглавие по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как 1-ый детский сад, открытый Штайнером, был для малышей работников данной для нас фабрики.

Основная мысль Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Основное – обучить малыша верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу прогуливаются детки различного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Тут все равны, воспитатель – положительный пример для других. Поощряется пребывание в саду родителей вкупе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель изготовлены из природных материалов, нет телека и девайсов. За 100 лет методика практически не поменялась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике числятся книжки Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Броский представитель Вальдорфской школы в Рф – Лена Гринталь. На веб-сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, надлежащие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в различных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим либо приобрести у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, к примеру, «Природа-Шоп». Стоимость одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, преподаватель, мать 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о исходных классах неоднозначное мировоззрение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике употреблять комп и технику – и всё здесь. Лишь самодельные книжки, лишь живая музыка, лишь хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – преподаватели, предки 7-х малышей и создатели домашнего воспитания.

Основная мысль – НУВЭРС – Необратимое Угасание Способностей Действенного Развития Способностей.

Задача – развить возможности малыша по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: малыши занимаются чем желают и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни малышей – совместно тренятся, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочитать в книжках Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, либо Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, нередко употребляют в развивающих центрах и детских садах. Никитины часто проводят обучающие семинары и мастер-классы для преподавателей и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном веб-сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Стоимость пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, отпрыск Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Отпрыску нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Выходило всё лучше, но позже надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – русский преподаватель и писатель, заходит по версии ЮНЕСКО в четверку преподавателей (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался детьми. Управлял трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Сделал свою воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная мысль домашнего воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Конкретно обстановка в семье влияет на формирование и развитие малыша. Малыш впитывает в себя поступки, слова и представления членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – база построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не необходимо проводить все время, необходимо давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – база воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для малыша. Предки определяют цель и сущность собственного воспитания.

Подробнее можно прочитать в книжках Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В своей семье. Система Макаренко не дает готовых решений, она обрисовывает опыт преподавателя, который следил за детками и выстроил коммуны, которые практически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с своей ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и пытайтесь не использовать физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не дает определенных игрушек и книжек, он дает советы для детской игры. Игрушек не обязано быть много и каждый тип лучше сочетать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая либо обычная. Это различные авто, пароходы, лошади, куколки, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от малыша некой доделки: различные рисунки с вопросцами, рисунки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, различные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, кусочки картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Читайте также  Сращение половых губ у детей. Синехии половых губ у девочек: как распознать и чем лечить

Отзывы

Мария, отпрыск Рома (2 года):

Познакомилась с методикой не так давно, до этого пробовала практически все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не вертится вокруг малыша. Ребенок – часть семьи, таковой же человек со своими желаниями и чертами. Я на пути к своей дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и отпрыск подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от проф музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из маленьких песен, под которые нужно делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и исследование частей тела, пальчиковая гимнастика, для детей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома либо в центрах, где есть «Музыка с мамой». Нередко песни Железновых употребляют в на упражнениях для развития детей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Набор дисков на официальном веб-сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мать Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать практически каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке чрезвычайно нравилось глядеть на детей. Позже увидела, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и плясали вкупе. Было забавно. Позже был перерыв, и опосля 1,5 лет энтузиазм поугас.

7. «Школа 7 гномов»

Российская серия пособий для деток. Вместила в себя главные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития малыша, по которому можно заниматься дома.

На каждый год малыша с 0 до 6 лет – 12 книжек. Рассматриваете книги вкупе с малышом, рассказываете, задаете вопросцы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно уплотненная, потому детки до 3-х лет могут разорвать карточки и картонные игрушки.

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома либо в развивающем детском центре «Школа 7 гномов», где дают занятия для дошкольников и малышей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно брать по отдельности либо комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На веб-сайте «Школы 7 гномов» один набор с года до 2-ух стоит 1 200 руб. Одна книжка из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мать Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” обожали с рождения. Отпрыску нравилось, сейчас и дочке. В год и два Степа демонстрировал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до 3-х лет. Далее не так любопытно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые увлекательны ребенку.

Есть ли наилучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко для вас, совмещайте различные методики – смотрите на энтузиазм малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны либо играться с кастрюлями, иной любит плясать либо рассматривать рисунки. Получайте наслаждение от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как верно и когда стоит начать. Успешного развития!

Читайте также:

Фото на анонс: Depositphotos

Подпишись на канал в

Развитие малышей от 1 до 2 лет

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте поглядим, что умеет кроха к собственному первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, но может вставать и садиться без помощи родителей, ходить без помощи других либо с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую еду и играться в наиболее сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, не считая «мама» и «папа», либо активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить хотимое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с различными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, делать просьбы взрослых.

Ребенок имеет верно выраженные интересы, возлюбленные и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пробует участвовать в одевании (поднимает руку либо ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте дети заняты исследованием мира и при этом чувственны, их настроение нередко изменяется, и от родителей требуется завышенное внимание и терпеливость. На данный момент для вас необходимо посодействовать собственному чаду перейти из периода младенчества в период ранешнего юношества, организовать все условия для его гармоничного физического и психологического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте поглядим, как длится развитие малыша в это время.

Читайте также  Почему у ребенка поднялась температура без симптомов. Высокая температура без симптомов у ребенка

Чему обучается малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно на данный момент он приобретает важные способности в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы исследовали наш материал о ходьбе и позаботились о разработке безопасного места для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе просит от малыша большущих усилий, он изучит рельеф, не избегая тяжелых мест, и нередко падает. Но не стоит волноваться: конкретно так ребенок обучается координации движений, чувству равновесия. Время от времени малыш опять перебегает на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте малыша движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение либо апатию и вялость.
  • В этот период малыш восхищает нас классным любопытством и страстным желанием выяснить как можно больше о мире — конкретно на данный момент нужно позаботиться о том, чтоб он не трогал небезопасные вещи. Не необходимо стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш молодой исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совершенно без болезненных чувств ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше ужас, а, напротив, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у малыша длится развитие нервной системы, но воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления собственных чувств: все вызывает острый энтузиазм и смену чувств. Он привязан к родителям, скучает по ним, выяснит их на фото, любит с ними играться. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и разламывает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: конкретно это и необходимо ребенку для развития.

Вот чему он обучается таковым образом:

  • Подражать взрослым — крохе охото взять конкретно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать способности обращения с новенькими предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. На данный момент малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, комфортных для разъединения и соединения. Мы тщательно рассказываем о том, какие игрушки необходимы ребенку в этот период, тут (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, ассоциировать и обобщать — что будет, ежели потянуть на себя лист бумаги из книги? А ежели кинуть кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также на данный момент активно развивается речь малыша — рекомендуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока соображает он еще больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашечку и ложку, может без помощи других пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему обучается малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает способности ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить без помощи других без поддержки — пускай и не чрезвычайно ровно, ему предстоит улучшать это умение на втором и 3-ем годах жизни.
  • Многие малыши могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играться в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашечку и ложку, наиболее скоординированно воспользоваться ими.
  • Он замечает, ежели одежда стала мокрой либо грязной, и докладывает о собственном неудовольствии. Начинает осваивать способности гигиены (дает осознать, что желает в туалет). При умывании пробует показать, что может делать это сам.

Как посодействовать малышу обучаться речи, мы тщательно рассказываем здесь. 

Сейчас нужно говорить с ребенком чувственно, но медлительно, чтоб он все сообразил, делать паузы, строить недлинные фразы. Демонстрируйте малышу предметы, ежели вы говорите о их, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис 1-го года и стал наиболее размеренным, но изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, просит соблюдения режима, стремится к всепостоянству в быту. Ему любопытно разговаривать с детками, но разделять с ними игрушки не охото. Конкретно на данный момент принципиально верно выстроить дела в семье, где есть старшие либо младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш заного играет, пытаясь выяснить все функции и способности игрушек, отображая деяния взрослых. Конкретно потому ему нужно демонстрировать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку любопытно долго играться с одним и тем же предметом, ежели он смотрится по другому в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках увлекательного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он инспектирует, что будет, ежели нарушить запрет. Задачка родителей заблаговременно предугадывать такие ситуации и попытаться избегать их, ежели речь идет о небезопасном препятствии. Ежели же ваш кроха заинтересовался, к примеру, лужей, можно навести его любопытство в конструктивное русло — чтоб он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, нужно показывать свое недовольство: так ребенок учится; но…

Оставьте комментарий