Методика раннего развития детей до трех лет. МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Методики ранешнего развития малышей от 0 до 3 лет

Содержание статьи

В заботе о ребенке почти все предки думают о том, что представляет собой раннее развитие деток, будет ли в нем больше полезности, чем вреда, не убьет ли оно само детство. Представления исследователей по этому вопросцу разделились. Одни считают, что ребенок должен еще до школы уметь читать и писать, знать простые арифметические деяния. Остальные же считают, что все обязано происходить впору, потому не стоит против воли обучать кроху, пытаясь сделать из него гения. Попробуем узнать, кто же прав.

Что такое раннее развитие?

Прежде всего, стоит иметь в виду, что «раннее развитие» (РР) является синонимом «своевременного», а не «преждевременного» развития. Все познания и умения у малыша должны формироваться лишь в те периоды, когда он готов к их восприятию. Упустить момент настолько же плохо, как и против воли заставлять малыша учить то, что он не готов осознать в силу собственного возраста.

Еще одно определение РР – это интенсивное развитие малыша в возрасте от 0 до 3 лет, направленное на раскрытие его возможностей. Для его воплощения употребляются активные способы воспитания.

В чем же достоинства такового подхода к развитию малышей?

  • В будущем ребенок станет удачным. Исследования доказали, что те детки, которые впору получили нужные способности, надлежащие их возрастной специфике, обучались лучше и охотнее сверстников, становились творческими активными личностями. В итоге им удавалось отыскать свое место в мире.
  • Ребенок получает комплексные познания о мире, потому у него формируется целостная картина, возникает осознание связей меж предметами и объектами.
  • В процессе занятий ребенок обучается общению.

Раннее своевременное развитие поможет приготовить малыша к школе, а также к предстоящей взрослой жизни. Основное – держать в голове о том, что всего обязано быть в меру. Родителям следует отрешиться от соблазнительной мысли сделать из собственного малыша молодого эрудита, против воли пичкая его информацией. Заниматься нужно с наслаждением, в неплохом настроении, в том темпе, который удобен ребенку. Лишь в этом случае итог будет положительным.

Принципы

Занимаясь ранешным развитием малыша в домашних критериях, следует придерживаться последующих принципов.

  • Каждый малыш индивидуален, потому и темпы занятий должны учесть его особенности.
  • Предлагаемые задания должны соответствовать и возрасту, и специфике малыша. Так, ежели кроха с легкостью выполняет то, что полагается ему по возрасту, можно безбоязненно предложить ему что-нибудь потруднее.
  • Все, что ребенок делает, обязано быть ему любопытно. Уроки не нужно выстраивать в форме «лекций» и «семинаров», родителям необходимо заблаговременно обмыслить интереснейшую игровую форму, которая доставит малышу удовольствие.
  • Развитие обязано носить всесторонний нрав. Не следует учить малыша музыке, забыв о остальных сферах искусства, физической активности, познании окружающего мира.

Нельзя ассоциировать собственного малыша с детками друзей либо знакомых, переживать, что «сын Юли читает, а мой не осознает, как смотрится буковка А». Таковой подход ни к чему отличному не приведет. Ассоциировать малыша можно лишь с ним самим, но наиболее ранешнего периода. Строить занятия необходимо с учетом личных особенностей, а не с опорой на то, что могут «другие дети». Родитель должен создавать для малыша удобные условия, дозволяющие ему активно узнавать мир, а не хвастаться перед друзьями и родственниками, что малыш в 3 года может именовать и показать на картинах 47 видов птиц.

О полезности ранешнего развития

В чем же преимущество ранешнего развития малыша? До этого всего, он разговаривает со своими родителями, что оказывает подходящее действие на эмоциональное и психическое становление.

Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:

  • развитие речи;
  • улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
  • развитие творческого начала;
  • постижение мира всеми органами чувств;
  • улучшение пространственного мышления;
  • развитие умения анализировать, обобщать, отыскивать общее и отличия;
  • появление новейших интересов.

Если не делать из РР раннего, то есть не пробовать научить малыша тому, что он пока осознать не в состоянии, то такое развитие, непременно, принесет гигантскую пользу. Нельзя ставить символ равенства меж «развитием» и «обучением» – РР никак не подразумевает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет конкретно развиваться, узнавать мир, попутно получая познания и формируя навыки.

Советы для родителей

Коротко представим главные моменты, которые должны учитываться родителями, решившимися на раннее развитие собственного крохи.

  • Каждая методика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Повсевременно заниматься по некий из их не просто трудно, но и вредоносно – дает о для себя знать однобокость подхода. Потому лучше всего брать отдельные элементы из различных методик, которые в наилучшей степени подступают конкретно вашему малышу.
  • Смелые опыты и перепрыгивания с 1-го способа на иной недопустимы, для деток это сильнейший стресс, потому каждое «нововведение» следует включать осторожно.
  • Не стоит скупать все игровые пособия, полностью довольно пары, чтоб кроха отлично их знал и употреблял разными методами. В неприятном случае ребенок может растеряться и запутаться.
  • Занятия по РР не должны припоминать школьные уроки и проходить в определенное время. Упражняться лучше всего тогда, когда кроха в наилучшей степени готов к этому.
  • Использовать для развития необходимо каждую вольную минутку. Отправляясь на прогулку, можно поделиться с крохой своими познаниями о тех животных и птицах, которые встретились на пути. Работая на кухне, мать может отдать малышу понюхать и испытать разные продукты, чтоб сформировать у него представление о запахе и вкусе.
  • Если малыш болен, то занятия следует отложить.
Читайте также  Кормление новорожденного грудным молоком правила. Правильное кормление новорожденного грудным молоком

И крайнее – непременно хвалить кроху даже за самые незначимые успехи, а ругать его не следует.

Методики

Есть множество методик ранешнего развития деток, в базе каждой из их лежат определенные взоры и принципы.

Методика Домана

Наиболее известна система Гленна Домана – южноамериканского доктора, который долгие годы работал с тяжелобольными детками, а опосля часть собственных идей перенес в методику работы со бодрствующими ребятами.

Методика Домана строится на использовании карточек, которые нужно показывать ребенку, попутно делая устные пояснения. Темп показа нужно выбрать довольно стремительный, а сами показанные карточки записывать, чтоб через 30 повторов навсегда их убрать.

Система подверглась критике, как и сами взоры Домана. Так, современные исследователи считают, что обучить малыша читать, используя лишь карточный материал, нельзя – малыш со временем просто запомнит и воспроизведет, а увидев знакомое слово, написанное, к примеру, иным шрифтом, прочитать его не сумеет. Также подтверждено, что год – это еще очень ранешний возраст, развивать математические возможности крохи еще рано.

Однако современные предки употребляют отдельные элементы системы – к примеру, знакомят малышей с многообразием животных и растений при помощи карточек с их изображением.

Методика Марии Монтессори

Итальянский спец Мария Монтессори исходит из того, что к каждому ребенку нужно использовать личный подход, а сами занятия должны быть ему увлекательны. Она была уверена в том, что малыш в 2-3 года уже готов учить мир, нужно лишь отдать ему такую возможность. Родителям отводится пассивная роль – они не должны помогать крохам выполнить то либо другое действие. Максимум, что допустимо, – это ненавязчивый совет. Ребенок все делает сам, но чтоб посодействовать ему, нужно подобрать комфортное для творчества и исследования мира оборудование: вкладыши и рамки, шнуровки, емкости с крупами.

Очень принципиальна также и совместная работа с иными детками, которая учит работе в команде и общению.

Методика Никитиных

Методика Никитиных также по-своему увлекательна, современные исследователи советуют применять отдельные ее элементы, но ни в коем случае не перегружать малыша информацией и не лишать его юношества. Преподаватели воспитали семерых родных деток, каждый из которых, естественно, мировой известности не достигнул, но смог отыскать свое место и стал успешным.

Суть методики такова:

  • важно уделять внимание как физическому, так и умственному развитию ребенка;
  • малыш сам выбирает, чем он будет заниматься, потому родителям необходимо заблаговременно приготовить для него огромное количество пособий и развивающих игрушек;
  • игры-головоломки посодействуют ребенку улучшать логику и пространственное мышление.

И ежели сама методика считается чрезвычайно сложной, то «никитинские игры» с внедрением блоков, кубиков, картонных фигурок пользуются популярностью.

Методика Браи-Лупан

Согласно концепции РР Сесиль Браи-Лупан, наилучшими преподавателями для детей являются конкретно предки, ведь лишь они способны на искреннюю удовлетворенность их успехам. А «интеллектуальную составляющую» в методике представляют карточки Домана. Основная мысль состоит в том, что через такое развитие и родительскую любовь получится вырастить гармонично развитую личность. С. Браи-Лупан рекомендует родителям разговаривать с детьми с первых дней их жизни, даже ежели кажется, что они ничего не понимают.

Обучение проходит несколько этапов.

  1. Сначала кроха просто слушает речь матери, не понимая ее содержания.
  2. Постепенно набор звуков зарастает определенным смыслом.
  3. Когда ребенок научится произносить 1-ые слова, можно приступать к обучению чтению.
  4. Каждое слово пишется большими знаками и помещается на соответственный предмет (например, карточка «Стол» — на стол).

Сравнение методик

Какую бы стратегию развития малыша вы ни избрали, не стоит забывать главное: нужно окружить малыша любовью и заботой.

Коротко плюсы и минусы каждой из рассмотренных методик представлены в последующей таблице:

Методика Достоинства Недостатки
Гленна Домана Помогает выяснить много новейшего о окружающем мире. Занятие проходит в общении с родителем, что постоянно веселит малыша.

Улучшает память, словарный запас.

Не содействуют развитию логического мышления.

Не помогают развитию маленькой моторики.

Требуется чрезвычайно много дидактического материала и времени.

Частое показывание карточек утомит малыша.

Умственное развитие идет в вред творческому.

Монтессори Улучшает мышление и логику.

Многочисленные пособия подразумевают огромное число игр.

Происходит становление и развитие самостоятельности.

Не содействуют развитию творческого начала.

Отдельные задания детям непонятны, потому роль преподавателя так либо по другому потребуется.

Не употребляются так возлюбленные детками сюжетные и ролевые игры.

Никитиных Хорошо сформировывает самостоятельность.

Полезна для физического и умственного развития.

Изобилие дидактических игрушек поможет сделать лучше логику, мышление, память.

Основным видом деятельности является игра.

Родителям отводится пассивная роль.

Ребенок сам выбирает для себя вид деятельности, потому он может не окончить начатое, что станет провоцировать отсутствие дисциплины.

Нет сюжетных и ролевых игр, потому кроха может просто заскучать.

Сесиль Лупан Уделяется внимание физическому развитию.

Возможность тесноватого общения с родителями.

Стимулирование чувственной, интеллектуальной сферы и сенсорики.

Родителям предстоит затратить много времени и сил на подготовку дидактических пособий и их использование.

Обучение чтению помогает быстрее запоминать, а не прочитывать.

Читайте также  Как делают цистографию. Рентген мочевого пузыря взрослым и детям

А необходимо ли?

Предлагаем ознакомиться с аргументами за и против ранешнего детского развития.

Сторонники РР приводят последующие аргументы.

  • Жизнь в современном мире развивается бурными темпами, потому, чтоб успевать за нею, нужно практически с первых месяцев жизни получать познания. Спецы убеждены – ежели до года предки дают ребенку «отдых», то позже ему будет фактически нереально наверстать упущенное.
  • Занятия с разными дидактическими пособиями посодействуют ребенку определиться с тем, что ему вправду по душе. У него покажутся собственные интересы, увлечения, он будет расти гармоничной личностью.
  • Чем ранее ребенок начнет получать нужные познания, умения и способности, тем проще ему будет обучаться в исходной школе.

Однако у ранешнего развития есть и противники, которые убеждают, что не стоит заставлять малыша чего-то узнавать, заниматься с дидактическими пособиями. Придет время – он сам во всем разберется, интуитивно.

Аргументы против таковы:

  • большая часть методик ориентирована на развитие интеллекта, а творческое начало нередко остается без внимания;
  • еще одна неувязка – чрезмерная перегрузка малыша познаниями будет для него вредоносна и утомительна;
  • при некорректно построенном развитии ребенок может столкнуться с трудностями в общении и социализации.

В целом отрицательные доводы ориентированы не столько против самой идеи ранешнего развития, сколько против неверной ее реализации.

Как развивать собственного малыша?

Мы разглядели огромное количество подходов, методик, позиций. А сейчас предлагаем познакомиться с определенными методами гармоничного и своевременного РР.

До года до 3 лет ребенок должен ощущать себя в сохранности, а также иметь возможность проявлять физическую активность. Мир он узнает органами эмоций, потому предки могут оборудовать для него особый уголок, где будет множество предметов, с которыми ребенок будет равномерно знакомиться.

Не наименее принципиально повсевременно говорить с ним, читать книжки, совершать совместные прогулки, слушать музыку. В уголке малыша могут быть «классические» пособия – карточки Домана либо рамки-вкладыши Монтессори.

Идеальной программы РР нет, любая из их имеет как плюсы, так и минусы, потому ответственный родитель должен употреблять отдельные элементы, которые в большей степени подступают его ребенку. Авторские программы в полном объеме используются изредка, но отдельные упражнения оказываются очень полезными.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мать, увлеченная развитием малыша. Создатель курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, создатель и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в соц сетях!

7 наилучших методик ранешнего развития ребенка

Термин «раннее развитие» вызывает противоречивые ассоциации у людей. Для одних это закономерное приобретение способностей в процессе адаптации к окружающему миру, для остальных — чтение японских хокку перед колыбелью грудничка, а для третьих – синоним кражи юношества у ни в чем не повинных деток. Что же такое раннее развитие, какие есть методики и какая из их подойдет вашему ребенку?

Что такое раннее развитие?

Раннее развитие предполагает развитие возможностей и содействие родителей в пробуждении энтузиазма малыша к раскрытию собственного потенциала. Под возможностями в данном случае понимают:

  • физическую активность (навыки владения телом, сила, выносливость, ловкость);
  • бытовые способности (самообслуживание: умение без помощи других есть, пить, одеваться, причесываться, убирать опосля себя);
  • творчество (лепка, рисование, аппликации и т. д.);
  • интеллект (речь, чтение, письмо, энциклопедические познания, интеллектуальные игры).

Нервная система человека завершает свое формирование к 11 годам. В то же время к 3 годам головной мозг формируется уже на 70-80%. Опосля того, как науке стал известен этот факт, мир детской педагогики перевернулся – с этих пор стали появляться методики ранешнего развития. Их цель — отдать детям возможность очень воплотить собственный потенциал. Простыми словами — вырастить гениев.

Важно осознавать, что развитие малыша происходит в любом случае — при его активном содействии с людьми, бытовыми вещами, игрушками, природой и так дальше. В то же время помощь родителей, знакомых с популярными методиками ранешнего развития, дает ребенку неплохую базу и преимущество в школе.

«За» и «против» ранешнего развития

Плох тот родитель, что не хочет, чтоб его ребенок был самым умным. Но, заразившись идеей ранешнего развития, он запамятывает о чувстве меры. Услышав в один прекрасный момент о том, что «после 3 уже поздно», родитель в панике пробует наверстать упущенное, время от времени запамятывая о здравом смысле.

Раннее развитие нужно ребенку, так как формирует:

  • мелкую моторику (развитие ловкости пальцев и кистей рук, что благотворно влияет на мышление,
  • координацию, ориентацию в пространстве, зрительную память и речь);
  • базовое представление о мире (через особые карточки ребенок выяснит о окружающем мире).
Читайте также  Что пить ребенку от мокрого кашля. Боремся с влажным кашлем у ребёнка 5 способами вместе с врачом-педиатром

В то же время родителям стоит осознавать, что ребенок — не экспериментальный проект, а живой человек, он должен быть не лишь умным, но и счастливым, и радостным, и здоровым. Нужно стремиться к тому, чтоб раннее развитие стало только частью жизни, наряду с играми, общением и всеполноценным отдыхом. Так оно принесет наивысшую пользу.

Методики ранешнего развития детей

Разнообразие методик ранешнего развития дозволяет каждому родителю найти для себя главные направления в работе с детками. Почитайте о педагогических способах Монтессори, Домана, Никитиных и остальных ученых, чтоб найти, какие из их подходят вашему ребенку.

Методика Монтессори

Мария Монтессори — одна из воспитателей, определивших метод педагогического мышления прошедшего столетия согласно позиции ЮНЕСКО. Система воспитания малышей, сформулированная ею еще в первой половине 20 века, до сих пор считается более действенной методикой ранешнего развития и пользуется популярностью у родителей.

Суть педагогики Монтессори заключается в предоставлении ребенку свободы выбора деятельности и формирования самостоятельности с первых лет жизни. Мария нашла у малышей от 3 до 6 лет состояние, при котором они способны концентрироваться на долгое время на увлекательном для их виде деятельности. Она именовала это состояние нормализацией.

Предлагая ребенку другие, «полезные» по мнению взрослых задания, таковой концентрации достичь нереально. Конкретно нормализация провоцирует саморазвитие и самообучение, что дает наибольший образовательный эффект. Этот принцип и лег в базу ее педагогики.

Монтессори разработала концепцию школы с учетом особенностей всех возрастов деток, начиная с 1 года. Сейчас ее почаще всего используют для малышей 3-6 лет. Концепция имеет последующие особенности:

  • создание образовательной среды: дидактические материалы, пособия, развивающие предметы, лично разработанные создателем методики;
  • дети без помощи других выбирают интересующие их материалы, взрослые не вправе навязывать им задания;
  • педагог находится на занятии в качестве наблюдающего и вмешивается в работу малыша лишь по принципу «помоги мне сделать это самостоятельно»;
  • дети свободно передвигаются по классу;
  • знакомство с миром и его явлениями происходит через собственные открытия в процессе работы с материалами, а не через лекции педагога;
  • методика не предполагает оценок, аттестаций либо экзаменов;
  • процесс обучения ориентирован не на получение академических познаний, а на развитие органов чувств.

Популярность методики состоит в том, что она базирована на развитии мелкомоторных способностей. Среда Монтессори считается наилучшей в данной сфере, и почти все ее составляющие сейчас можно приобрести в магазине для занятий дома. Маленькая моторика — одно из основных направлений ранешнего развития малышей, и тут методике Монтессори нет равных.

В то же время у таковой воспитательной системы есть ряд недостатков: на упражнениях совершенно не употребляют игровой способ образования, чувственный и творческий потенциал малышей остается нераскрыт. Сиим придется заниматься дополнительно.

Занятия в школах Монтессори не подходят робким и стеснительным детям, а также детям с задержкой развития — им нужно сопровождение педагога.

Вальдорфская школа

Эта образовательная система отторгает раннее развитие малышей в его традиционном осознании. Считается, что для интеллектуального развития ребенок сначала должен созреть чувственно. Потому в дошкольном периоде малыша учат в основном способностям самообслуживания, а развитие интеллекта начинается лишь при поступлении в школу.

Основной принцип Вальдорфской школы — раскрытие естественных талантов малыша в удобном ему темпе, без стрессов и страхов и без оценивания его достижений.

Первая школа была базирована в Германии в начале прошедшего века. В то время вся педагогика сводилась к заучиванию материала, что вызывало недоумение у представителей рабочего класса. Тогда же для их сделали такую школу, в которой их детям не приходилось штудировать учебники и заниматься зубрежкой. Все нужные познания они получали в процессе трудовой и творческой деятельности.

Сегодня Вальдорфские школы всераспространены во всем мире. В Европе их сотворено наиболее 400, в Рф такие школы открыты в Санкт-Петербурге, Рязани, Ярославле, Самаре, Жуковском и остальных городах.

Основные принципы методики:

  • обучение начинается с 7 лет и продолжается 11-12 лет;
  • первый год – адаптационный, малышей учат дисциплине, за ними наблюдают и дают малые академические знания;
  • принцип душевной экономии — ребенок обучается лишь тому, к чему он интеллектуально готов;
  • учебники не предусмотрены: детки ведут конспекты, которые подшивают в общую тетрадь, ворачиваясь к ним по мере необходимости;
  • оценки за успеваемость выставляют лишь в старшей школе, соревновательный элемент в учебе отсутствует;
  • педагог и потрясающий управляющий играют огромную роль в жизни ученика, они помогают разобраться в материале и пропустить его через себя для лучшего усвоения;
  • много внимания уделяется развитию творческих возможностей учеников: музыкальных, художественных, театральных;
  • вовлеченность семьи: детям задают совместные проекты с родителями, в конце каждой четверти устраиваются отчетные концерты.

Выпускники Вальдорфских школ владеют высочайшим чувственным интеллектом, они культурно развиты и на психическом уровне уравновешены. В то же время у их отсутствуют глубочайшие академические познания по четким наукам, они не способны поступить в технические Университеты. Ежели вы увидели склонность малыша к арифметике, лучше выбрать другую школу.

Теплая и миролюбивая атмосфера школы содействует удобному пребыванию в ней учеников, но она резонирует с…

Оставьте комментарий