Как укладывают спать детей в яслях

Методика проведения сна в ДОУ
консультация

МБДОУ «Новочурашевский детский сад «Колосок»

Ибресинского района Чувашской Республики

ДОКЛАД

На тему:

Методика проведения сна в ДОУ


Содержание

1           Работа с детками перед сном — цели и методы

1.1        Методическая организация подготовки деток ко сну

1.2        Как сделать подходящие условия для засыпания

2           Этапы работы перед сном: временной план

2.1        Подготовка

2.1.1     Игры для первой и 2-ой младших групп

2.1.2     Игры для средней группы

2.1.3     Игры для старшей и предварительной групп

2.1.4     Сказки

2.1.5     Стихотворения

2.1.6     Игровая ситуация

2.2        Релаксация

2.2.1     Дыхательная гимнастика

2.2.2    «Роза и одуванчик»

2.2.3    «Дыхание»

2.2.4     Игры с поощрением

2.2.5     Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, либо как организовать сон в детском саду»)

2.2.6     Потешки

2.3        Переход ко сну


Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования малыши, как правило, чрезвычайно активны, а организму малыша чрезвычайно принципиально восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во 2-ой половине дня. Перед преподавателем стоит сложная задачка устроить отход ко сну так, чтоб все ребята получили возможность отдохнуть.

1. Работа с детками перед сном — цели и методы

Сон нужен для восстановления физиологического и психологического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его длительность для деток до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Сон — база здоровья ребёнка

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, нужно строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минутки. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У почти всех дошколят найдётся тыща поводов не уснуть, потому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

  • релаксация деток (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
  • восстановление обычного состояния нервной системы;
  • облегчение психоэмоциональной нагрузки;
  • ускорение процесса засыпания за счёт сотворения безопасной и удобной среды.

Для заслуги поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

  1. Подготовка помещения для отдыха. Наилучшее снотворное — это холодный воздух. Комната отдыха обязана быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
  2. Контроль готовности малышей ко сну. Взрослые смотрят за тем, чтоб все малыши сходили в туалет, умылись, промыли руки/ноги, а также переоделись в комфортную для сна одежду.
  3. Создание пригодной для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Помещение, где спят малыши, необходимо заблаговременно проветрить


1.1  Методическая организация подготовки деток ко сну

Чтобы воплотить поставленные задачки, воспитатель:

  • определяет список размеренных игр перед отходом ко сну;
  • подбирает соответственное спокойное музыкальное оформление (не наиболее чем на 10–15 минут), сопровождая его понижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
  • проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
  • периодически организует беседы с детками о значимости дневного сна (этот приём больше актуален для старших и предварительных групп);
  • делает выборку сказок, рассказов пригодной тематики.

Эти приёмы могут употребляться в комплексе, но для детей первой и 2-ой младших групп, которые в силу возраста утомляются скорее, а означает, больше остальных нуждаются в отдыхе, довольно включения музыкального фона опосля обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для детей средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, не считая подходящего действия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это чрезвычайно принципиальная задачка для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут опосля обеда. Детки старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут мало поиграть в размеренные игры.

Читайте также  Крем от опрелостей бюбхен

Многие психологи отрицают значимость дневного сна, так как схожий режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет особенность деток, не желающих спать.


1.2  Как сделать подходящие условия для засыпания

Очень принципиально, в какой обстановке засыпают дети. На сон настраивают:

  • приглушённый свет;
  • закрытые шторы либо жалюзи;
  • пастельные, размеренные тона стенок и потолков;
  • свежий воздух.

Пастельные тона обстановки, чистота и свежайший воздух — залог сладкого сна малышей

2.  Этапы работы перед сном: временной план

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

  1. Подготовка (15–20 минут).
  2. Релаксация (5–7 минут).
  3. Сон (1–2 часа).

2.1  Подготовка

Самый долгий и ответственный шаг. На первом шаге малыши играют в размеренные игры.

2.1.1  Игры для первой и 2-ой младших групп

Тихие игры с предметами:

  1. «Волшебный мешочек». Преподаватель дает детям запустить ручку в мешочек с малеханькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
  2. «Подбери фигуру». Дети получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: именовать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
  3. Домино (лото). Ежели дети уже знакомы с командными играми, то для их можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам необходимо посреди собственных фишек отыскать ту, что продолжит линию на столе.

2.1.2  Игры для средней группы

Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и находчивость (но не только):

  1. Складывание данных фигурок из частей мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для деток 4–5 лет.

Мозаика, конструктор не лишь тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и непревзойденно расслабляют

  1. «Острый глаз». Показываем ребятам баночку либо мисочку. Их задачка — оценить поперечник отверстия тары и вырезать из картона пригодного размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
  2. «Повторюшка». Преподаватель именует тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой малыши подбирают слова. Дети выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.

2.1.3  Игры для старшей и предварительной групп

Это могут быть и двигательные игры, опосля которых можно поведать сказку либо провести дыхательную гимнастику:

  1. «Бабушка пошла на рынок и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на рынок и купила мясорубку» — рукою имитирует движение мясорубки. Последующий участник говорит эту же фразу, но заместо мясорубки именует что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). Опосля рук именуются движения для ног (главное, чтоб «покупку» можно было показать обычным движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтоб все движения делать одновременно.
  2. «Это мой нос». Дети садятся в круг. Один прикасается к собственному подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до собственного носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтоб говорить и демонстрировать различные части тела (можно ограничиться одним лицом либо головой).
  3. «Король тишины». Один малыш — повелитель — садится на стул, другие стоят вокруг него. Монарх показывает на хоть какого ребёнка и жестом призывает к для себя. Так он выбирает для себя министров. Ежели «министр» по дороге произвёл хоть мельчайший шум, он выбывает. То же самое с королём: ежели он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.
Читайте также  Анализ крови расшифровка у новорожденных

В играх лучше использовать всех детишек.

2.1.4  Сказки

Дети чрезвычайно обожают сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух наилучший приём. Хотя и наиболее старшие ребята с наслаждением послушают захватывающий сюжет.

1. Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».

2. Андрей Прокофьев «Заячья лапка».

3. «Сказка про носорога, который не мог заснуть».

4. Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.

2.1.5  Стихотворения

На стадии подготовки, опосля игр и чтения сказок, малыши идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, моются. Младшие делают это с помощью воспитателя и ассистента воспитателя. Все деяния взрослые сопровождают стихотворениями (особенно принципиально для детей, деяния которых лучше организуются таковыми рифмовками), малыши старшего возраста проговаривают их вкупе с педагогами.

Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуток не забыли!

Подготовка ко сну в младшей группе начинается с высаживания детей на горшки

Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусок мыла, мыль нас, не жалея,

Станут наши ручки чище и белее!

Гигиене уделяется особенное внимание перед сном

  • Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтоб глазки блестели,
    Чтоб щёчки краснели,
    Чтоб хохотал роток,
    Чтоб кусался зубок.

2.1.6  Игровая ситуация

Приходит пора детям раздеваться, ложить вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совершенно большие».

Инструкция:

  1. «Детки, давайте проверим, повзрослели ли вы за этот день. Для начала поведаем, в каком порядке необходимо снять одежду».
  2. Дети выполняют. Молвят или все по очереди, или кто-то один, названный воспитателем.
  3. «А сейчас необходимо сложить вещи на стульчик». Малыши выполняют, взрослые помогают.
  4. «Отлично! Вижу, что вы уже совершенно огромные. Но, наверняка, надеть пижаму у вас без моей помощи не получится…» Детки, подстёгиваемые азартом сомнения преподавателя, одеваются.

Создание игровых ситуаций ускоряет процесс раздевания и переодевания ко сну

Как вариант можно придумать историю про куколку Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке необходимо снимать одежду: поначалу обувь, а позже платьице либо наоборот? Почти все малыши вне зависимости от возраста с трудом управляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таковых ребят можно употреблять историю про Митю, который опосля сна повсевременно прогуливался грязнулей.

Инструкция:

  1. «Детки, смотрите, кто пришёл! Это Митя, он тоже собирается спать. Ой, чего-то он расстроенный и ложиться не хочет… Что же случилось? Оказывается, Митя чрезвычайно осторожный мальчишка, но каждый раз опосля сна его одежда оказывается грязной и измятой. А всё поэтому, что мальчишка, раздеваясь, не складывает вещи, а комкает. И сверху ставит обувь».
  2. «Давайте поведаем Мите, как необходимо ложить одежду».
  3. Дети говорят. (Желательно по очереди, опосля того, как воспитатель даст слово. По другому они будут говорить наперебой).
  4. «Отлично! Вы всё произнесли правильно, а сейчас вкупе с Митей отправляемся в постельки».

2.2 Релаксация

Этот шаг уместно проводить под размеренную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Наилучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).

Читайте также  У ребенка мошонка маленькая

2.2.1  Дыхательная гимнастика

Перед тем как дети ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и предварительной групп.

2.2.2  «Роза и одуванчик»

Инструкция:

  1. Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
  2. А в иной руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
  3. Повторяем 3–4 раза.

2.2.3  «Дыхание»

  • Тихо-тихо мы подышим, 
    Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

  1. Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться

2.2.4  Игры с поощрением

Чтобы настроить старших малышей на сон, можно употреблять игры с поощрением.

2.2.5  Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, либо как организовать сон в детском саду»)

Вариант №1

Перед сном воспитатель говорит детям, что у их начинается соревнование «Кто уснёт первым».

После сонного часа воспитатель выбирает победителей: 1, 2 и 3 место — кто поочерёдно ранее заснул.

 Каждого из фаворитов воспитатель выделяет, поднимая его руку, и вручает медаль.

 Медали переходящие, на последующий день эти медали могут получить остальные дети.

Вариант №2

Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие: для малышей,

которые лучше всех притворятся так, чтоб воспитатель (или персонаж) пошевелил мозгами, что они уснули,

 после тихого часа будет сюрприз (на выбор воспитателя — к примеру, можно приобрести в

 подарок наклейки, фишки либо другую увлекательную детям и недорогую вещь).

Но приостановить внимание на том, что это будет сделать непросто, необходимо расслабиться,

лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Малыши будут стараться притвориться и заснут.

Вариант №3

Использовать накопительную систему бонусов. Так же избираем фаворитов — кто уснул ранее всех,

 собираем в течение недельки жетоны на каждого ребёнка. В конце недельки подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.

2.2.6  Потешки

Для релаксации детей отлично подступают потешки:

  • Вот лежат в кроватке
    Розовые пятки.
    Чьи это пятки —
    Мягки да сладки?
    Прибегут гусятки,
    Ущипнут за пятки.
    Прячь скорей, не зевай,
    Одеяльцем накрывай!
  • Маленькие заиньки
    Захотели баиньки,
    Захотели баиньки,
    Потому что заиньки.
    Мы немножечко поспим,
    Мы на спинке полежим.
    Мы на спинке полежим
    И тихонько посопим.

2.3  Переход ко сну

На этом шаге выключается музыка, малыши затихают в собственных постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то маленькую фразу. К примеру, «Мальчики и девченки глазки закрывают, быстро засыпают».

В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует корректность позы ребёнка:

  1. На левом либо правом боку.
  2. Ручки поверх одеяла.
  3. На животике либо поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и плохо влияет на опорно-двигательный аппарат.

С теми детками, которые категорически отрешаются спать, проводится беседа с целью уверить лежать в кровати тихо и не мешать остальным детям отдыхать.

Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья малышей. Занятия перед сном — принципиальная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх шагов, на каждом из которых воспитатель употребляет определённый набор приёмов, помогающих воплотить поставленные цели и задачки методической работы в группе.

Оставьте комментарий