Как реагирует ребенок на наказание. А как ваши дети реагируют на наказание?

Влияние наказания на формирование личности ребенка

Татьяна Плотникова
Влияние наказания на формирование личности ребенка

В большинстве случаев наказание – не действенный способ воспитания. Сюда входят все нехорошие реакции – физическое наказание, устный выговор либо обвинение, а также весь диапазон взглядов и жестов,ясно говорящих: “Безнадега!” либо “Тупица!”. Наказание применительно к контролю за детским поведением дает лишь нехорошую информацию: “Не делай так!”.Оно не говорит: “Поступай вот так, а не как ты”. Наказанный ребенок нередко остается в замешательстве – что же от него желали взрослые? Из-за неясности положительным результатом, в лучшем случае, станет угнетение наказуемым поведением, но вряд ли возникнут новейшие типы поведения.

Еще один недочет наказания в том, что оно возбуждает чувства, которые ребенок тяжело переносит: чувства беспокойства, унижения, замешательства либо мстительности. Нрав эмоций, их интенсивность, зависят от личности наказуемого. Ни одно из этих эмоций не сопровождается усилиями наказуемого вести себя по другому. Но наказание не создает, не формирует мотив неплохого поведения. Ежели его нередко наказывают, то через какое-то время ребенок уже внутренне враждебен к родителям. Взрослые должны держать в голове о вреде нередких наказаний, т. к. ребенок перестает на их реагировать, привыкая к ним как к обыденным явлениям. Нередкие крики, замечания усиливают негативизм ребенка. От неизменных одергиваний тихие, робкие малыши стают замкнутыми, а просто возбудимые начинают проявлять агрессивность.

Постоянные упреки вызывают отрицательные эмоции и приводят к конфликту. “Чем больше упреков, тем больше враждебности”, говорят забугорные ученые психологи К. Н. Паркинсон, М. К. Растомджи, С. Таври (К. Н Паркинсон, М. К. Растомджи, С Паври. “Дети. Как их воспитывать” – СПб., 1992г. – стр. 19).

Частое недовольство ребенка взрослыми делает его нервным и закрепляет в поведении роль “плохого ребенка“, в итоге что формируется заниженная самооценка.

Применение в адресок ребенка насмешек вызывает у него поначалу раздражение, а позже чувство мести. Сарказм разрушает чувство собственного плюсы ребенка, а также доброжелательные отношения со взрослыми.

Объявление ребенку бойкота может вызвать чувство отвергнутого, одиночества, незащищенности.

Частые опасности взрослых о способности наказания либо применение физического наказания могут вызвать у малыша ужас наказания, следствием чего же может явиться формирование отрицательной черты нрава – трусости. Ребенок, который находится под ужасом наказания за совершенную ошибку, почаще всего ее и совершает.Угрозы типа: “Посмей лишь еще раз не послушаться” либо “Посмей лишь еще получить двойку” только запугивают ребенка и мешают ему достичь положительного результата.

Физические наказания, порка только ожесточают малышей, вызывают рвение к неповиновению (стремление сделать все наоборот). Реакция на физические наказания у различных малышей различная. Преподаватели считают, что у одних физическое наказание вызывает чувство обиды на родителей, у остальных – слабеньких, забитых малышей – развивает трусость, безответственность, у третьих – мощных – дерзость и жестокость.

Усиление, а иногда ожесточение мер наказания может привести к травмированию нервной системы. Тормозящие процессы зависят от возраста, потому чем меньше ребенок, тем он слабее. Ежели ребенку все время кричат “нельзя!”, “перестань!”, то это может привести к перегрузке нервной системы ребенка. Ребенок должен иметь право на активную отрадную жизнь, в том числе и на шалости. В отношении телесных наказаний педагоги, психологи, ученые всего мира единогласны во мировоззрении – это акт насилия над ребенком, который может губительно сказаться на его развитии. Применяя физическое наказание, предки, не рассчитав свою силу, могут нанести большой вред здоровью ребенка. Последствием телесных наказаний может быть отождествление ребенком себя агрессором: в сознании закрепляется представление, что быть карающим и брутальным верно. Это способ, по мнению американских ученых психологов К. Норткинсон, М. К. Растомджи, как бы учит ребенка “Если сердит – бей, не рассуждая”.

Как уже отмечалось, нередкие наказания приводят к нехорошим последствиям, в особенности негативно это влияет на чувствительных и чувственных малышей. Ежели ребенок чувствителен, эмоционален (а это большая часть детей) предки сами того не желая, приводят их к стрессовости, которая при отягощении может привести к ужасам, энурезу, энкопрезу, тикам, заиканию, синдрому психомоторной непостоянности, которые в свою очередь приводят к патологическим привычкам, нарушению сна, плачу, упрямству и т. д. Все эти случаи по утверждению А. И. Захарова охарактеризовывают ужас наказания.Причинами его может быть:

-воспитание в ребенке неуверенности в себе;

-нежелание созидать болезненного состояния души;

-необщительный нрав взрослого;

-постоянное отсутствие родителей и их занятость;

-постоянность и разноликость угроз наказания за непослушание и т. д.

Чаще всего предки требуют очень много от малышей, не беря во внимание их возрастные и личные индивидуальности. Малыши начинают бояться собственных родителей, сделать что-то не то либо огласить что-либо не так, т. е. у их возникает боязнь.

Читайте также  Детское автокресло для новорожденного. Лучшие автолюльки для новорожденных 2020

Быть остальным – означает утратить остатки собственного “я”, слепо следовать не постоянно объективным, односторонне понимаемым требованиям родителей, навязывающих собственный, часто модифицированный образ безупречного ребенка, не имеющего собственного голоса и права по-детски выражать не запланированные родителями эмоции. К тому же требования родителей нередко противоречивы и взаимоисключаемы, и сам ребенок может представлять объект для выражения их негативных и конъюнктурно – ревнивых эмоций. В ряде случаев ребенок так опасается быть иным, что не может поменять свое поведение там, где это нужно. Испытывая труднопереносимое чувство одиночества, ребенок с еще большей силой пробует достигнуть осознания и утвердить себя в семье, становясь периодически лишне напористым, раздражающим (навязчивым) либо, как молвят предки, настырным в собственных требованиях и желаниях.

А. И. Захаров отмечает, что нередкие наказания приводят к нехорошим последствиям, в особенности негативно это влияет на чувствительных и чувственных малышей. Ежели ребенок чувствителен, эмоционален (а это большая часть детей) предки сами того не желая, приводят их к стрессовости, которая при отягощении может привести к ужасам, энурезу, энкопрезу, тикам, заиканию, синдрому психомоторной непостоянности, которые в свою очередь приводят к патологическим привычкам, нарушению сна, плачу, упрямству и т. д.

Все это охарактеризовывает последствия ужаса наказания. Причинами его может быть воспитание в ребенке неуверенности в себе; нежелание созидать болезненного состояния души; необщительный нрав взрослого; неизменное отсутствие родителей и их занятость; постоянность и разноликость угроз наказания за непослушание и т. д

Для настоящего психологического развития детям необходимо:

-своевременная чувственная поддержка и осознание взрослыми своеобразия формирования их характера, признание в семье либо посреди сверстников;

-непосредственность в выражении эмоций (когда малыши стают скованными, напряженными, чрезвычайно суровыми, воспринимают все лишком практически, теряют способность осознавать шуточку и юмор);

-жизненный тонус, бодрость, душевный подъем, воодушевление;

-уверенность в для себя и решительность в действиях и поступках;

-способность просто устанавливать контакты и продолжительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне;

-гибкость и непринужденность в отношениях, умение принимать и играться роли.

Угрозы взрослых наказанием не проходят бесследно для деток, т. к. они не постоянно понимают, что нередко мы пугаем их лишь словами. Они верят угрозам серьезно, и это заполняет душу ребенка таковыми настроениями, которые в предстоящем будет мешать ему жить и работать, которые сделаю его нерешительным, робким и неуверенным в собственных силах.

Анализ исследований показал, что наказание – неэффективный способ воспитания, который приводит к ухудшению и сбоям психологического здоровья деток. Проанализировав применение наказания и его влиянияна психическое здоровье деток можно сделать ряд выводов:

-наказания порождают страх, иногда патологический;

-наказание может содействовать возникновению таковых отрицательных свойств личности, как ересь, злость, враждебность, мстительность;

-наказание нарушает доверительные дела ребенка и взрослого, содействует тем самым к формированию психической дистанции;

-наказание приводит малыша к инфантильности;

-влияет негативно на формирование самосознания и самооценки ребенка.

Как верно наказывать ребёнка, чтоб не навредить ему?

Содержание

Одни матери и папы используют физическое действие, остальные длительно игнорируют собственных отпрысков либо ставят их в угол, третьи лишают обещанных приемуществ, четвёртые вообщем оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого действия и за какие провинности нужно наказывать детей? Почти все психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний нереально, но они должны учесть его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты рекомендуют держать в голове принципиальные правила воспитания малышей, которые следует принимать во внимание при выборе более действенного и щадящего способа дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого матери и папы избивают за всякую провинность, повсевременно грозят дать Бабайке либо ужасному волку, на несколько часов оставляют в углу либо тёмной комнате, нередко и длительно бойкотируют, можно, без сомнения, именовать несчастным.

Подобные способы воспитания в предстоящем наверное аукнутся снижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно огласить, что подобные дисциплинарные способы, применяемые некими родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сущности это рядовая жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не наилучший вариант. Ежели у ребенка либо ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на нехорошие и хорошие.

Очень нередкий вопросец родителей звучит последующим образом: как вести себя, ежели ребёнок не слушается. Данной нам теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же нужно, но это осознание не уберегает родителей от ошибок. Почему-либо подросшие малыши начинают напоминать, как на их орали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём либо поставили в угол «просто так».

Наказание обязано быть действенным — принципиально, чтоб поведение ребенка поменялось в топовую сторону и он сообразил, что поступать так совсем непозволительно.

К огорчению, большая часть деток не совершают что-то не поэтому, что соображают тщетность либо недальновидность собственного поступка, а оттого, что боятся поимки и соответственного наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько принципиальных задач, посреди них:

  • исправление небезопасного или ненужного детского поведения;
  • контроль над определёнными до этого границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение ненужных поступков в будущем.
Таким образом, большая часть профессионалов склоняется, что наказывать всё же нужно. Осталось лишь осознать, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом показать ребёнку, что предки его по-прежнему любят.

С какого возраста можно наказывать детей?

Как свидетельствует возрастная психология, дети младше 2-ух лет не могут улавливать связь меж своим неверным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские предки вообщем не наказывают малышей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается практически всё. Но опосля выполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные индивидуальности, уже в жизни малышей должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, но, не следует подкреплять телесными наказаниями. К примеру, ребёнку нельзя бить маму либо совать пальчики в розетку.

Читайте также  Сколько грамм за одно кормление съедает новорожденный за одно кормление. сколько должен съедать новорожденный за одно кормление таблица

Детей 1-го — 2-ух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше использовать обычное отвлечение, переводя внимание ребёнка на иной предмет либо явление. Также следует разъяснять нежелательность того либо другого поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, потому предки сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.

Отвлекать малыша не постоянно выходит, а наказанием выступают прекращение игры либо отказ от приобретения требуемой игрушки.

С трёх до 5 лет вводятся 1-ые наказания, так как конкретно в этот период инсталлируются главные правила и дисциплинарные меры. Конкретно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу либо посиживать на стуле для провинившихся.

После 6 — 7 лет следует отменять телесные наказания, ежели таковые применялись до этого, так детки начинают ощущать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует дискуссировать проступки, разъяснять на примерах мотивы людского поведения, развивать сочувствие.

Для ребенка стоит выбирать совсем остальные способы наказания, так как тинейджеры очень чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение льгот либо ограничение общения с приятелями.

Частые предпосылки непослушания ребёнка

Многие предки убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного нрава либо нежелания идти на компромисс. Но мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

  1. Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии деток происходят перемены, в итоге чего же поведение может изменяться в худшую сторону.
  2. Чрезмерное количество запретов. При бессчетных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтоб осознать, как много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.
  3. Непоследовательность. Некие предки ведут себя непоследовательно, сейчас разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок пропадает в ориентирах, совершает проступок, но не осознает, почему и за что его наказывают.
  4. Несоответствие слов и действий. Время от времени малыши ведут себя некорректно, так как предки обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В итоге ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.
  5. Различные требования домочадцев. Схожая причина возможна, когда в семье не установлено единое мировоззрение насчёт запретов и разрешённых действий. К примеру, папой предъявляется грозные требования к ребенку, мать же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.
  6. Неуважение родителей. Ребёнок растёт, но предки продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отрешаются признавать в нём личность. Логично, что ребенок начинает протестовать, нарушать требования и запреты.
  7. Невнимание. Часто детки ведут себя некорректно только для того, чтоб привлечь к для себя родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мама накажет за проступок, чем вообщем не замечает и игнорирует.
Маленькие малыши от природы любопытны, потому часто стараются узнать, что произойдёт, ежели нарушить то либо другое правило. Это также необходимо учитывать.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Специалисты советуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет осознать, за что не следует наказывать деток, а когда введение «санкций» обоснованно и, наиболее того, обязательно.

Наказание допустимо, ежели ребёнок целенаправленно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного действия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». К примеру, кража средств, избиение брата либо сестры, своевольный уход из дома.

Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтоб удостовериться, что настолько серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не познанию, случаем либо из благих пожеланий.

Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за рвение к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
  • за индивидуальности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, маленький уровень внимания, слабенькая память, препядствия с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату либо сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из драгоценного сервиза. Но при исследовании этого варианта выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка возлюбленной маме. Оправдано ли наказание в схожей ситуации?

Нет, ведь поступок вначале был положительным, а ребёнок исходил из самых хороших побуждений. Напротив, малышу нужно посочувствовать, поддержать и посодействовать, подсказав, как избежать схожих промашек в дальнейшем.

Читайте также  Сращение половых губ у детей. Синехии половых губ у девочек: как распознать и чем лечить

Мнение доктора Добсона

Автор пары фаворитных книжек о воспитании малышей Джеймс Добсон – узнаваемый христианский психолог из США.

Можно по-разному относиться к его взорам (Добсон является приверженцем физических наказаний), но он определил 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже позже требовать их соблюдения. Только в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: ежели предки не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если детки ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Немощное поведение родителей, неумение отдать отпор небольшому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в итоге чего же понижается авторитет взрослого.
  3. Следует различать своеволие от безответственности. Ежели ребёнок позабыл о просьбе либо не сообразил требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение просит терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит только то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать малышей за намоченную кровать либо сломанную игрушку. Ведь это либо изюминка развития, либо процесс познания, потому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны управляться любовью. Перед применением дисциплинарных мер необходимо разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и держать в голове о собственных тёплых эмоциях к ребёнку. Лишь в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить ребенка и разъяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, поведать, что вы его любите и испытываете нехорошие эмоции из-за необходимости его наказывать.
Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны уменьшить область использования серьезных «санкционных» мер, заложить в базу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

9 общих принципов «правильного» наказания

Ещё одна задачка наказания – посодействовать детям разобраться в собственных эмоциях и в совершённом поступке, а также избежать повтора схожих ошибок в будущем.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, необходимо, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некие правила:

  1. Соблюдайте последовательность. Наказание обязано следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже ежели для вас некогда либо вы не понимаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка. Маленькое баловство либо в первый раз совершённый проступок должны заслуживать лишь предупреждения. За нехорошее поведение (злостное либо умышленное) обязана последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте продолжительность наказания. Постоянно сообщайте длительность дисциплинарной меры, по другому ребёнок скоро растеряет связь меж нарушением и ограничением, которое продолжается целый месяц.
  4. Действуйте спокойно. До этого всего нужно успокоиться, а уже потом подступать к выбору наказания. В ином случае может быть применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций необходимо согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем либо женой.
  6. Демонстрируйте положительный пример. Чтоб ребёнок вёл себя верно, необходимо демонстрировать эталоны хотимого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте индивидуальности ребёнка. К примеру, меланхолика необходимо наказывать наименее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учесть и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить необходимо прилюдно, а вот наказание обязано касаться лишь вас и ребёнка. Схожая уединённость нужна, чтоб не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте обряд примирения. Полезно будет выработать особенный ритуал, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Крайний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.
Ещё одна принципиальная и актуальная информация, которая разъясняет то, почему нельзя орать на ребёнка. Это необходимо знать всем родителям!
Наказание – лишь маленькая и не самая важная часть воспитания деток. Нужно непременно вознаграждать ребёнка за отличные поступки, поощряя тем самым такие черты нрава, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные способы наказания ребёнка

Итак, главные правила внедрения дисциплинарных мер действия известны. Сейчас осталось разобраться, как верно наказывать малыша и какие приклнные методы наказания можно включить в собственный родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий. Этот способ в особенности подступает для ребенка. В качестве наказания можно употреблять ограничение доступа к компу либо телевизору.
  2. Исправление совершённого. Ежели ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет собственный проступок.
  3. Тайм-аут. Малеханького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минута на каждый год). В комнате не обязано быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение. Ежели ваше чадо кого-то обидело, необходимо вынудить его извиниться и…

Оставьте комментарий