Графические диктанты 1 класс математика по клеточкам. Графические диктанты 1 класс

Графический диктант для первоклассников

Графический диктант по клеткам для 1 класса охотно употребляют как учителя, так и предки, чтоб заинтриговать малыша учебой. Методика базирована на совмещении пары функций: игровой, образовательной, развивающей. Она является не лишь педагогическим инвентарем, но и занятной игрой.

Чем полезна методика?

Готовить малыша к школе необходимо заранее, самое наименьшее – за 12 месяцев до начала обучения. Необходимо успеть сформировать такие свойства, как бдительность, усидчивость, самоконтроль и активность. Огромное значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих способностей содействует выполнение графических диктантов.

Методика была разработана психологом и преподавателем Д.Б. Элькониным. Ее сущность состоит в выполнении графического упражнения под диктовку спеца либо в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в согласовании с заданием. Следующая диагностика выявит уровень сформированности различных навыков.

Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних деток, но в особенности он увлекателен детям от 6 до 9 лет.

Методика нужна для развития таковых способностей, как:

  • пространственное и абстрактное мышление;
  • умение различать различные полосы – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
  • графомоторика;
  • умение считать;
  • внимание и сосредоточенность;
  • доведение начатого до конца.

Этот способ комфортен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, к примеру, поездке либо в очереди на прием к доктору. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.

Особенности проведения занятий

Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты либо стола все предметы, оставив только те, которые потребуются: обычной карандаш и ластик, тетрадь в крупную клеточку, эталон рисунка для самостоятельной работы.

У малыша, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки: 

  1. Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 или умение считать до той числа, которая обозначает наибольшее количество клеток. 
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении. 

Рисунок необходимо делать на пустом листе. Исходная точка, от которой кроха будет продолжать движение, обязана быть поставлена взрослым. Будет нужно разъяснить малышу, что числа в упражнении обозначают число клеток, на которые делается перемещение полосы. Ежели в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий обязано происходить по ним. Также следует разъяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение полосы из 1-го угла клетки в иной. Покажите это действие на примере.

Техники выполнения

Существует два метода выполнения графического диктанта. 1-ый подразумевает, что ребенок пристально слушает слова преподавателя и поэтапно строит изображение в тетради. Чтоб повысить энтузиазм крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.

Вторая техника – не совершенно диктант, так как малышу приходится работать без помощи других. Он может:

  • копировать избранную картинку;
  • симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
  • «собрать» изображение по аннотации со стрелочками, рисуя полосы по клеткам.

Графические диктанты для первоклассников проводят персонально и в группе. Время от времени их превращают в соревнования – кто скорее выполнит задание. При выборе критерий принципиально учесть возраст малыша. Самым небольшим дают обыкновенные задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчиков заинтригуют машины, девченок – цветы. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, к примеру, бота, корабль, слона, замок.

Если на самостоятельное творчество времени нет, скачать заготовки для графического диктанта можно в Вебе. Подбирайте задания различного уровня трудности, чтоб применять их по мере развития нужных способностей у малыша.

Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтригуют развивающие пособия по математике О.И. Мельникова. Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные способности и рассчитанное так, чтоб поддержать школьную программу. 

Слоник

Олень

Бабочка

Дом

Собачка

Цветок

Ключ

Незаполненные варианты диктантов

Елка

Дерево

Машина

Рекомендации педагогов

Чтобы увлечь малыша графическим диктантом, сделайте уютную, доброжелательную атмосферу. Ни в коем случае не ругайтесь, не увеличивайте глас, даже ежели у малыша не чрезвычайно выходит. За успехи хвалите. Диктовать условия необходимо медлительно, верно, чтоб малыш сумел воспринять задание. Переход к последующему пт можно делать, лишь убедившись в выполнении ребенком предшествующего. Ежели малыш «застрял», спросите: все ли понятно, помогите.

Если у малыша появился вопросец, ответьте сходу же, как он будет задан.

При проведении занятия в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: детки могут запутаться. Ежели один из детей отстал, предложите ему подождать, пока другие не выполнят упражнение.

Чтобы малыши не утомлялись, диктанты не должны быть продолжительными. По муниципальным образовательным эталонам достаточно:

  • для дошколят 15–25 минут;
  • для  младших школьников – 30–40 минут.

Минимум каждые 10 минут необходимо устраивать перерыв – делать упражнения для глаз, пальцев, общую физкультминутку. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий. Проводите мероприятия в комнате с неплохим освещением. Преподавателю необходимо выслеживать, чтоб малыши верно держали карандаш, не сутулились. 

Читайте также  Что делать с зелеными соплями у ребенка. Зеленые сопли у ребенка: причины и правильное лечение

После занятия проанализируйте работы вкупе с детками, аккуратненько подправьте их, убрав стиральной резинкой неправильные линии. 

Графический диктант – хороший метод подготовки к старшей школе: ребенку будет проще учить алгебру, геометрию, информатику, черчение. Но такие занятия еще и идентичны с веселой игрой, могут стать увлекательным и полезным вариантом домашнего досуга.

Подпишись на канал в

Графические диктанты для младших школьников. Методика работы

Мария Макевич
Графические диктанты для младших школьников. Методика работы

Графические диктанты для младших школьников.

Методика работы.

Состовитель: М. П. Макевич

Воспитатель ГПД первой

квалификационной категории

СМОЛЕНСК

2018

Графические диктанты для младших школьников.

С самого ранешнего юношества детки с наслаждением берут в руки карандаш и начинают рисовать. Поначалу это просто штришки и каракули. С развитием малыша его картинки тоже развиваются. Поначалу малыш рисует отдельные предметы, а позже- целый графический сюжет- один набросок передает целый рассказ.

«Рука – вышедший наружу мозг», писал Кант.Это выражение можно перефразировать так: все глубинные психические процессы, осознанные либо неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, маленьких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили огромное стимулирующее значение функции рук. «Разум на кончиках пальцев» – как говорят большая часть психологов и преподавателей. Это означает, что уровень развития деток находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И ежели развитие движений пальцев – маленькая моторика, отстает, то и задерживается и речевое развитие. Конкретно потому чрезвычайно принципиально доброжелательно и серьезно относиться к первым рисункам малыша, понимая как это нужно для его воспитания и развития. Конкретно потому нужно всяким образом провоцировать его художественную, графическую деятельность. Для того, что бы это сделать, необходимо заинтриговать малыша игрой, сказкой, радостным маленьким рассказом.

Рисование графических фигур – хороший метод разработки маленьких мускул руки малыша, увлекательное и интересное занятие, результаты которого скажутся на умении прекрасно писать и логически мыслить. Не считая этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, малыши, как правило, испытывают наслаждение и удовлетворенность, от собственной работы- им нравится как сам процесс творчества- рисования, так и конечный результат- прекрасная, колоритная картина. Можно огласить, что графическая деятельность влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Каждый ребенок стремится к рисования и у него это выходит, естественно, в разной степени, но выходит, а это ситуация фуррора, то есть, можно огласить, что рисование содействует развитию убежденности в для себя и в собственных силах и возможностяхВ предлагаемой Вашему вниманию работе, даются графические диктанты, которые посодействуют сформировать у малышей младшего школьного возраста графические умения, нужные для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, малыши получали нужные графические навыки, обучались ориентироваться на листе бумаги в клеточку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти.

Графические диктанты не лишь развивают маленькую моторику и координацию движений руки, но и сформировывают пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеткам под диктовку детки становились наиболее усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в собственных силах. А эти свойства нужны для удачного обучения в школе. Письмо под диктовку чрезвычайно нравится ребятам, так как находится сюрпризный момент – дети не знают заблаговременно, какой набросок должен получиться. В данной работе содержится 15 графических фигур, которые разбиты на четыре уровня трудности (Приложение1).

Система графических диктантовпостроена по последующим принципам:

1. Строгая последовательность заданий с равномерно растущей сложностью.

• В первом блоке даются маленькие рисунки, во втором блоке – рисунки с огромным количеством частей, с длинноватыми линиями. В 3-ем блоке приводятся примеры маленьких картинок, но с диагональными линиями. Четвёртый блок – это большие картинки с огромным количеством диагональных элементов.

• Кроме письма под диктовку учим деток срисовывать эти рисунки с эталона, помогая найти исходную точку.

2.Временная регламентированность: 2 раза в недельку по 10-12 минут как часть занятия по арифметике либо как самостоятельное занятие во 2-ой половине дня.

3. Учёт личного уровня и темпа развития детей.

4. Графические диктанты даются детям лишь опосля того, как они довольно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в клеточку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клеточки. Детки должны осознавать словесную аннотацию взрослого, работать с опорой на зрительный эталон, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.

5.Соблюдение гигиенических требований:

• нужно смотреть за правильной высадкой деток за столом, неплохим освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти;

работа проводится в тетрадях в крупную клетку;

• каждые 3-4 минутки письма проводятся физкультурные минуты, гимнастика для глаз и пальцев рук

Методика работы с графическим диктантом.

Общие рекомендации

1. Не ругайте малыша, ежели набросок не выходит. Тихо помогите, подскажите где ошибка. Некие дошкольники отлично воспринимают новейшую информацию, а остальные повсевременно путают лево и право.

Читайте также  Развитие ребенка с нуля. Развивающие игры и занятия для детей от 0 до 1 года: обзор упражнений по месяцам

2. Не торопитесь во время устного диктанта, удостоверьтесь, что ребенок успевает.

3. Делайте перерыв меж занятиями, каждые 5-10 минут письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в подвижные игры, а потом приступает к написанию графического диктанта.

4. Смотрите за правильной высадкой за столом, освещением и правильным положением пальцев.

5. Получив итог, порадуйтесь совместно с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за усердный труд.

6. Время занятий для малышей 4-5 лет обязано составлять не наиболее 15 минут, 5-6 лет 20 минут. Ребята постарше могут заниматься 30 минут.

Основная методика

Перед началом выполнения задания и в ходе его преподаватель может провести доп беседу, словесное пояснение в занимательной форме. Вот, к примеру, фигура «Щенок»

– Что вы понимаете о данном зверьке?

– Опишите щенка.

– Где он живет? Чем питается? У кого есть дома собака, щенок?

– Вспомните стихотворения, сказки про щенка?

– Какие мульты вы смотрели про щенка?

Далее можно прочесть и выучить с ребенком маленькое стихотворение про щенка, провести физкультминутку (желательно в стихах с сиим же героем).

Учитель может выстроить работу 2-мя способами- заблаговременно скажет какую фигуру будут изображать малыши и обсудить ее. А можно не докладывать и тогда, у малышей будет сохраниться тайна и загадочность того, что обязано получится, они чрезвычайно будут стараться, что бы у их вышла картина, которая получится только в том случае, ежели они будут пристально слушать и строго следовать последовательности действий. И только, когда картина вышла у всех, обсудить данного героя. Каким методом пойдет педагог- на его усмотрение и подготовленности детского коллектива.

Выполнение графического диктанта: начинается с определения начальной точки рисунки. Для этого следует диктовать детям так: отступи от верхнего края две клеточки вниз, и от начала листа, семь клеток на право. Поставь точку в уголке клеточки. С данной клеточки мы начнем работу.

Можно предложить дополнительно задание заштриховать набросок косыми линиями, дорисовать картину (полянку, домик, где живет герой, его друзей и т. д.) раскрасить, получившуюся картинку.

При нередком выполнении таковых упражнений ребенок начинает отлично владеть карандашом (ручкой, у него возникает устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость- нужное условие удачной деятельности. А так же развивается глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.

Очень принципиально дискуссировать результаты и качество выполнения задания. Это приучивает малыша к самоконтролю и самооценке, что является принципиальным компонентом учебной деятельности как в детском саду, так и в школе.

Источники:

1. Веб –ресурс

Графический диктант по клеточкам для дошкольников 6-7 лет

2. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детками 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2009. – 144с. – (Мастерская учителя; Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

3.Галина Сыропятова: Домашние животные. Рабочая тетрадь для деток 6-10 лет.Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 32с. -(«Графические диктанты»).

Приложение 1

Первый уровень сложности.

1. «Петушок».

Начальная точка – 2 клеточки вниз,4 клеточки вправо.

*2 клеточки на право, *3 клеточки вниз, *2 клеточки на право, * 1 клеточка ввысь, *2 клеточки на право, * 1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *3 клеточки вниз, *2 клеточки на лево, * 1 клеточка вниз,1 клеточка на лево, * 1 клеточка вниз, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, *2 клеточки на лево, *1 клеточка вверх,1 клеточка на право, * 1 клеточка вверх,1 клеточка на лево, * 1 клеточка вверх,1 клеточка на лево, *2 клеточки ввысь, *2 клеточки на лево, * 1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *1 клеточка вверх.

2. «Щенок».

Начальная точка – 4 клеточки вниз, 2 клеточки вправо.

*1 клеточка вниз, *6 клеток на право, *3 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, *1 клеточка вниз, *3 клеточки на право, *2 клеточки вниз, * 1 клеточка на право, *2 клеточки вниз, *2 клеточки влево,1 клеточка ввысь, * 1 клеточка на лево, *3 клеточки вниз, *2 клеточки влево,1 клеточка ввысь, * 1 клеточка вправо,1 клеточка вниз, *2 клеточки на лево, *5 клеток ввысь, *1 клеточка на лево.

3. «Змея».

Начальная точка – 2 клеточки вниз, 8 клеток вправо.

*2 клеточки на право, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на лево, *5 клеток вниз, *3 клеточки на лево, *4 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, *4 клеточки вниз, *3 клеточки на лево, *2 клеточки ввысь, *1 клеточка на право, *1 клеточка вниз, *1 клеточка на право, *4 клеточки ввысь, *3 клеточки на право, *4 клеточки вниз, *1 клеточка на право, *7 клеток вверх

4. «Слон».

Начальная точка – 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо.

*4 клеточки на право, * 1 клеточка вниз, *3 клеточки на право, *7 клеток вниз, *2 клеточки на лево, *3 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, *3 клеточки вниз, *2 клеточки на лево, *4 клеточки вверх,1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, 1 клеточка на лево, * 1 клеточка вниз, *1 клеточка на лево, *2 клеточки ввысь, *1 клеточка на право, *5 клеток вверх

Читайте также  Детские сиропы от кашля от сухого кашля. Эффективные и недорогие сиропы от сухого кашля для детей: список

Второй уровень сложности.

5. «Олень».

Начальная точка – 4 клеточки вниз, 2 клеточки вправо.

*2 клеточки на право, * 1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *1 клеточка вниз, *1 клеточка на право, *1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *2 клеточки вниз, *3 клеточки на лево, *2 клеточки вниз,1 клеточка на право, * 1 клеточка вниз, *3 клеточки на право, *1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *6 клеток вниз, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вверх,

1 клеточка на лево, * 1 клеточка ввысь, *2 клеточка на лево, *1 клеточка вниз, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на лево, *3 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, *3 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, *2 клеточки ввысь.

6. «Сидящий зайчик».

Начальная точка – 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо.

*1 клеточка на право, *3 клеточки вниз, *2 клеточки на право, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, *3 клеточки на право, *3 клеточки вниз, *1 клеточки на лево, *1 клеточка ввысь, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на право, *2 клеточки вниз, *2 клеточки на право, * 1 клеточка вниз, *6 клеток на лево, *1 клеточка вверх,1 клеточка на лево, * 1 клеточка ввысь, 1 клеточка на лево, *12 клеток ввысь.

7. «Парусник».

Начальная точка – 2 клеточки вниз, 9 клеток вправо.

*1 клеточка вниз, *2 клеточки на лево, *1 клеточка вниз, *2 клеточки на право, *1 клеточки вниз, *3 клеточки влево,1 клеточка вниз, * 1 клеточка влево,1 клеточка вниз, * 1 клеточка влево,1 клеточка вниз, * 1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, * 1 клеточка на право, *1 клеточка вниз, *4 клеточки на право, *1 клеточка вниз, *5 клеток на лево, *1 клеточка ввысь, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на право, *1 клеточка вниз, *11 клеток вправо,1 клеточка ввысь, * 1 клеточка на право, *2 клеточки ввысь, * 1 клеточка на лево, 1 клеточка вниз, *4 клеточки на лево, *10 клеток ввысь, *1 клеточка влево

8. «Гусь».

Начальная точка – 3 клеточки вниз, 2 клеточки вправо.

*2 клеточки на право, * 1 клеточка ввысь, *2 клеточки на право, *6 клеток вниз, *5 клеток на право, *1 клеточка ввысь, *3 клеточки на право, *1 клеточка вниз, *1 клеточки на лево, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз,1 клеточка на лево, *2 клеточки вниз, *2 клеточки на лево, *1 клеточка ввысь, 1 клеточка на право, * 1 клеточка ввысь, *2 клеточки на лево, *2 клеточка вниз, *2 клеточки на лево, * 1 клеточка ввысь, *1 клеточка на право, *1 клеточка ввысь, *2 клеточки на лево, *2 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, *6 клеток ввысь, *2 клеточки на лево, *1 клеточка вверх.

Третий уровень сложности.

9. «Верблюд».

Начальная точка – 2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо.

*2 клеточки на право, *2 клеточки вниз, *1 клеточка на право вниз наискосок, * 1 клеточка на право ввысь наискосок, * 1 клеточка на право вниз наискосок, * 1 клеточка на право ввысь наискосок, *2 клеточки на право вниз наискосок, *2 клеточки вниз, * 1 клеточка на лево ввысь наискосок, *4 клеточки вниз, *1 клеточка на лево, *3 клеточки ввысь, * 1 клеточка на лево верх наискосок, * 1 клеточка на лево вниз наискосок, *3 клеточки вниз, * 1 клеточка на лево, *4 клеточки ввысь, *2 клеточки на лево ввысь наискосок, *2 клеточки ввысь, * 1 клеточка на лево ввысь наискосок

10. «Лебедь».

Начальная точка – 4 клеточки вниз, 2 клеточки на право. *1 клеточка на право, *1 клеточка на право вниз наискосок, *2 клеточки на право, *2 клеточки на лево ввысь наискосок, * 1 клеточка на право ввысь наискосок, * 1 клеточка на право вниз наискосок, * 1 клеточка на лево, *2 клеточки на право вниз наискосок, * 1 клеточка вниз, * 1 клеточка на лево вниз наискосок, *3 клеточки на лево, *1 клеточка на лево ввысь наискосок, * 1 клеточка на право, *1 клеточка на лево ввысь наискосок, * 1 клеточка на право, * 1 клеточка на лево ввысь наискосок

11. «Белочка».

Начальная точка – 2 клеточки вниз, 4 клеточки на право. * 1 клеточка вниз, * 1 клеточка на право, * 1 клеточка на лево вниз наискосок, * 1 клеточка вниз, *2 клеточки на право вниз наискосок, *2 клеточки ввысь, * 1 клеточка на право ввысь наискосок, * 1 клеточка на право, *1 клеточка на право вниз наискосок, *1 клеточка на лево, *4 клеточки вниз, *1 клеточка на лево вниз наискосок, *4 клеточки на лево, *1 клеточка на право ввысь наискосок, * 1 клеточка ввысь, * 1 клеточка на лево ввысь наискосок, * 1 клеточка на лево вниз наискосок, *1 клеточка на право, *3 клеточки ввысь, *1 клеточка на лево, * 1 клеточка ввысь, *2 клеточки на право ввысь наискосок.

12. «Тюльпан».

Начальная точка – 7 клеток вниз, 5 клеток на право. *2 клеточки на лево ввысь наискосок, * 1 клеточка ввысь, * 1 клеточка на лево ввысь наискосок, * 1 клеточка на право, * 1 клеточка на право ввысь наискосок, *2 клеточки на право вниз наискосок, *2 клеточки на лево, *2 клеточки на право ввысь наискосок, * 1 клеточка на право вниз наискосок,…

Оставьте комментарий