Адаптация детей в яслях. Цикл занятий по адаптации детей группы раннего возраста к детскому саду

Адаптация малышей ясельной группы в критериях дошкольного учреждения. Советы из опыта работы.

Адаптация деток ясельной группы

Воспитатели ясельной группы в нашем ДОУ длительное время работали по обыкновенной схеме приема малышей в ясельную группу, проходя через все трудности адаптационного периода, который в среднем продолжался около полугода.

Постепенное поэтапное привыкание малышей к детскому саду начинается с прогулки с родителями на участке. Потом ребенку с родителями дают зайти в группу, осмотреться. Через некое время делается попытка бросить малыша в группе без мамы. Тем временем, в группу поступают новейшие детки. И так – с каждым ребенком.

Не имея способности принять сразу всех малышей группы, мы столкнулись с неувязкой, когда в группе находятся сразу малыши с родителями и малыши без родителей. Одних деток предки забирают ранее, остальных позднее. Чувственная ситуация в группе была нестабильной и плохо поддавалась регулированию. Воспитателям тяжело было контролировать ситуацию: малыши, лишь было привыкшие к группе, начинали опять рыдать, смотря на чужих родителей.

Новый подход к дилемме адаптации в ясельной группе.

В 2006 году наши воспитатели решили испытать новейший подход к приему деток в группу и адаптации. Предки будущей ясельной группы были приглашены на собрание в мае 2006 года. Мы обрисовали им недочеты обычной схемы адаптации, и они согласились на новейший подход, который предполагалось осуществлять в тесноватом сотрудничестве меж воспитателями, родителями, психологом, мед работниками и администрацией. Также предки получили аннотации по соблюдению новейшего режима (режима ДОУ), на который они должны перевести малышей за лето, для того, чтоб настроить организм малыша на скорую адаптацию.

Суть новейшей схемы заключалась в том, что детки должны оставаться в группе с 8.00 до 15.30 уже через недельку опосля прихода в детский сад. Прием деток осуществляется тройками: каждую недельку в группу приходят 3 новейших ребенка.

Родители поступивших в группу детей не заходят в помещение группы, где с детками работают воспитатели. Предки находятся дома и ожидают звонков от воспитателей о самочувствии малыша и появившихся либо не появившихся дилеммах, а также о времени, когда они должны придти за своим ребенком.

Основа новейшей схемы – доверительные дела меж родителями и воспитателями: предки вкупе с воспитателями принимают на себя ответственность за адаптацию и здоровье собственных малышей, выполняя советы по соблюдению режима дня, налаживанию взаимопонимания с ребенком и проницательного дела к его чувственным реакциям, трудностям и дилеммам новейшего переходного состояния.

Психолог проводит беседу с каждым из родителей, и также находится в неизменном контакте с ними. Работают личные схемы общения с каждым ребенком и с каждым родителем.

Нашим воспитателям, как правило, удается адаптировать малышей через 3-4 дня, так, чтоб к концу первой недельки их пребывания, они уже расслабленно оставались в группе без родителей, игрались, кушали и засыпали в тихий час. Естественно, бывают и исключения.

Во вторую недельку сентября приходят три новейших малыша. Наличие в группе уже приспособленных малышей помогает воспитателям скорее подключить вновь прибывших к режимным моментам. В течение сентября-октября в группу поступают все детки. К этому времени адаптация фактически заканчивается, и воспитатели могут начинать развивающие занятия.

Подходы и способы работы наших воспитателей носят сразу обычный и инноваторский нрав и будут описаны ниже. На данный момент остановимся подробнее на методологической базе нашей системы адаптации.

Методологическая база адаптации.

Из психиатрии и психологи понятно, что «…привязанность малыша к мамы более сильна в 1-1,5 года. Она несколько миниатюризируется к 2,5-3 годам, когда в поведении малыша отчетливо намечаются остальные тенденции – рвение к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания» («Клиническая психиатрия ранешнего детского возраста», Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощеев, С.В. Гречаный).

К возрасту 2-3 лет, когда малыш поступает в дошкольное детское учреждение, у малыша кроме первичной привязанности к мамы уже сформировалось чувство привязанности к остальным близким людям, которые способны заменить мама в критериях ее кратковременного отсутствия. В этих привязанностях существует иерархия. Задачка воспитателя – захватить доверие малыша и стать объектом его привязанности на период пребывания в ясельной группе.

В психиатрии так же имеются сведения о позитивном  влиянии замещающих привязанностей на психическое развитие деток в дошкольном и ранешном школьном возрасте. Найдено, что такие детки довольно компетентны в общении со сверстниками, нередко проводят время в контактах с иными детками и в соц играх. Надежная замещающая привязанность проявляет себя также отсутствием злости, враждебности, положительном отношении к играм и общению.

Прием деток в ясельную группу и адаптационный период являются испытанием не лишь для малыша, приходящего в ДОУ, но и для самих воспитателей. Удачная работа воспитателей зависит не лишь от их проф способностей и опыта работы, но и от их мировоззрения, жизненных установок, взглядов, позиций. В критериях ежедневных испытаний на крепкость, которые предъявляет к воспитателям период адаптации, на передний план выходят такие личные свойства, как твердость духа и уравновешенность.

Как утверждал А.С. Макаренко: «Хороший преподаватель должен быть неплохим актером». Для того чтоб показать ребенку всю палитру различных чувств (в зависимости от ситуации), воспитатель должен отлично владеть собой и чутко чувствовать потребности малыша ранешнего возраста. Воспитатель стоит не на позиции жалости и сострадания к малышу (даже в глубинен души), а на позиции милосердия. Милосердие – это помощь духу малыша в преодолении тесты, переживании мучения, отделения от первичного объекта привязанности – его матери.

Читайте также  Ребенок не поднимает голову лежа на животе в 2 месяца. В два месяца не поднимает голову лежа на животе

Если воспитатель убежден, что малышу по силам преодолеть свое испытание, что эти переживания в предстоящем сделают его душу наиболее проницательной, а дух – закаленным, что новенькая соц среда заполнит жизнь малыша и новеньким развивающим полезным содержанием, – установки воспитателя передадутся малышу и он сумеет легче совладать со своими эмоциями.

Предварительная работа с родителями обязательно затрагивает и эти моменты адаптации. Предки должны сами приготовить себя к необходимости временной разлуки с ребенком, и их настрой непременно передастся малышу.

Воспитатель также просит родителей заблаговременно сформировать положительное отношение к детскому саду, к будущей увлекательной и содержательной жизни малыша. Не необходимо обманывать малыша, что в детском садике все будет замечательно и отлично, по другому ребенок может столкнуться с неувязкой обманутых ожиданий. Ребенок сам в состоянии разобраться и оценить новейшую обстановку.

Только при таком подходе мы сможем мобилизовать психику малыша. посодействовать ему сконцентрировать все свои силы для преодоления собственного жизненного испытания.

Наши наблюдения за детками в следующие годы проявили, что детки, прошедшие адаптацию в таковых критериях наиболее жизнеспособны, несут ответственность, внимательны, общительны, фактически не мучаются личной тревожностью, отлично осваивают програмку обучения.

Другим принципиальным принципом в работе воспитателя является демократичность. Воспитатель выступает для детей не знатным преподавателем, а старшим товарищем. Мы не забываем, что не лишь взрослые учат малышей, но и детки учат нас, и, может быть, даже в большей степени, так как «…устами малыша глаголет истина…».

Пока наши малыши не могут говорить, – их поведение и чувственные реакции являются для нас источником инфы не лишь о психологическом благополучии малыша в группе, но и о особенностях его нрава, и нередко – о укладе жизни в семье и семейных проблемах.

Помогая детям в преодолении себя, мы помогаем самим для себя в преодолении ограниченности собственных знаний о мире и о человеке. В общении с детками мы замечаем свои недочеты и слабенькие стороны, нужно которыми необходимо работать. Наши воспитатели воспринимают малыша как личность, с мнением которой взрослым нужно считаться. Обожать деток необходимо всех совместно и каждого в отдельности, и в то же время не идти у их на поводу.

Очень непросто каждую минутку держать под контролем ситуацию в группе, не допуская стрессовости. Это тяжело, но выполнимо. Контролируя психическое состояние каждого малыша, мы держим под контролем психическое состояние всей группы.

Основные принципы, от которых отталкивается воспитатель в собственной работе в адаптационный период, это:

  • посильность требований

  • постепенность усложнения.

    На практике это смотрится так. В 1-ый и 2-ой день собственного пребывания в группе ребенку позволяется вести себя так, как ему охото. Он осматривается в новейших критериях, рыдает либо не рыдает, приглядывается к остальным детям, которые уже привыкли к группе и режиму. Новенькому ребенку не непременно следовать за ними и соблюдать режимные моменты. По мере привыкания малыша воспитатель дает ему испытать присоединиться к группе. Наличие уже приспособленных деток упрощает новенькому ребенку приспосабливание, так как срабатывает рефлекс подражания. Ориентировочный рефлекс (из которого при правильном развитии потом может развиться любознательность) лежит в базе появления энтузиазма к окружающей реальности, помогает малышу преодолеть свои ужасы и начать игровую деятельность и общение.

    Общение с ребенком. Речь. Игра.

    Разговаривая с детками, воспитатель чрезвычайно требовательно относится к своей речи, помня о том, что ребенок ранешнего возраста позитивно реагирует на эмоциональное общение, недлинные емкие фразы, наглядность.

    Воспитатель представляет себя детям не по имени/отчеству, а просто по имени (напр. Света, Галя), – так легче сделать доверительный контакт.

    Слово «нельзя» исключается из обихода общения, употребляются такие формы действия, как переключение малыша на иной вид деятельности: предложить малышу другую игру, другую игрушку, включиться в игру совместно с ним и т.д. Ежели ребенок сильно возбужден либо агрессивен, воспитатель мягко дает ему посидеть на стульчике, отдохнуть, успокоиться. Как лишь ребенок успокоился, он может в хоть какой момент по собственному желанию встать со стульчика и продолжить игру.

    Мы посвящаем родителей в индивидуальности нашего общения с детками в группе, что помогает им дома налаживать контакты взаимодействия с ребенком.

    Представим как пример наши советы по организации игры.

  • – играться с ребенком нужно, чувствуя себя партнером, участником игры, радуясь совместно с ним, незаметно помогая ему при затруднениях;

  • – сопровождать движения стихотворным текстом; ритм не лишь воспитывает слуховое внимание и восприятие, но и организует темп игры

  • – текст произносить верно, чувственно, с повторениями

  • – играться против желания малыша недопустимо

    Плач.

    Родители нередко спрашивают нас, как верно реагировать на слезы ребенка.

    Как объясняет психоаналитик А.И.Захаров в собственной книжке «Как предупредить отличия в поведении ребенка», адресованной воспитателям детских садов: «Плач – особенный язык малыша, и от того, как взрослый осознает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми».

    «Плач – один из характеристик чувственной чувствительности, и нрав ее выражения зависит не лишь от особенностей характера, но и от нрава воспитания. Вправду, чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются завышенной капризностью у деток, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик».

    «С иной стороны, плач-протест говорит о ограничении жизненно принципиальных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, о унижении его чувства собственного плюсы, оскорблении и обиде. Время от времени плач возникает как метод вербования внимания родителей, как типичная просьба посодействовать вмешаться, разрешить ту либо иную волнующую ситуацию. У чувственно безучастных родителей плач малыша в этом случае добивается градации клика и отчаяния, как бы призывая их быть наиболее теплыми и отзывчивыми в выражении ответных эмоций. Плача, ребенок жалуется на того, кто его обидел, на нехорошее самочувствие, боль, неспособность воплотить желания».

    «Иногда плач проявляется лишь поэтому, что накопившееся нервное напряжение просит собственного выхода, разрядки, облегчение, испытываемое опосля плача, в некий мере содействует улучшению настроения, представляя таковым образом средство регуляции чувственного тонуса.

    Разнообразные функции плача: каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психическую структуру – то, что мы определили как язык плача».

    В собственных беседах мы объясняем эти индивидуальности чувственного развития малыша родителям.

    Воспитатели стараются отвлечь плачущего от протеста малыша, переключить его внимание (а вслед за сиим эмоции) на созидательно-деятельное направление: «Нам в ясельках некогда рыдать, у нас чрезвычайно много дел. Мы должны расти большими, кушать, играться, отдыхать (слово «спать» не употребляется)! Позже вырастем вот таковыми, и в школу пойдем, обучаться будем и т.п.»

    Если малыша обидел иной малыш, мы зовем обидчика и просим обнять и погладить обиженного, ежели обидчик отрешается, обиженного малыша «жалеют» остальные дети.

    Развитие движений малыша ранешнего возраста.

    Изучая индивидуальности психики малыша ранешнего возраста, мы осознаем справедливость наблюдений А.В. Запорожца, который утверждал: «…наиболее действенными средствами оптимизации свойства контакта с ребенком-дошкольником является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле, либо язык внутренней моторики». Движение – база восприятия и переработки инфы о окружающем мире.

    «Основной предмет телесности – «живое движение» соединяет в для себя психическое содержание и материальную форму» (А.В. Запорожец). Игра – ведущее средство развития малыша ранешнего возраста, ключ к формированию психологических действий (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление). Обучающая игра малыша и взрослого сопровождается выразительными словами, песенками, шутками-прибаутками, мимикой и жестами, неплохими приятными пособиями.

    Ребенок «…учится по собственной программе» (Л.С. Выготский). Индивидуальностью ясельного периода в жизни малыша является также «… встреча 2-ух программ: врожденной и социально-детерминированной. В базе обучения лежит принцип: идти от малыша, совместно с ним, ради него» («Развитие и воспитание малышей ранешнего возраста», Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора).

    В собственной работе по организации движений и деятельности малыша наши воспитатели опираются на последующие моменты.

  • – предоставить свободу действий в безопасном для малыша пространстве

  • – снимать жажду малыша в познании окружающего мира

  • – обеспечивать сенсорное развитие

  • – удовлетворять рвение малыша к самостоятельности

    Л.С. Выготский считал (мы вполне с сиим согласны), что ребенок созревает психологически и социально совместно со собственной жизненной ситуацией развития, ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш равномерно выделяется как самостоятельный индивид.

Читайте также  От поноса детям 6 месяцев. Ребенку 6 месяцев понос чем лечить

Цикл занятий по адаптации деток группы ранешнего возраста к детскому саду

Цикл занятий по адаптации деток ясельной группы к детскому саду

Цикл занятий по адаптации деток ясельной группы к детскому саду

Занятия по адаптации малышей ясельной группы к детскому саду

Ребенок-малыш в первый раз переступил порог детского сада. Таковой переход малыша в новейшую социальную среду 1-ое время вызывает у него стрессовое состояние, которое может привести к чувственным нарушениям. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, потому вся работа в ясельной группе по адаптации деток к детскому саду строится на базе игры.

Предложенные занятия с детками содействуют сохранению психологического здоровья, предотвращают чувственные расстройства, развивают наилучшее осознание себя и остальных, делают способности для самовыражения, помогают приобрести опыт общения с иными детками и с взрослыми.

Цель: развитие коммуникативных способностей общения и чувственной сферы младших дошкольников в период адаптации

Задачи: 1. Сделать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения. 2. Посодействовать преодолеть стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду. 3. Посодействовать понизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, злость. 4. Развивать игровые способности, случайное поведение. 5. Приучивать правильно реагировать на эмоции сверстников. 6. Развивать коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей (умение договариваться, приходить к общему решению, помогать другому и учесть мировоззрение каждого). 7. Испытывать общую удовлетворенность и переживания от совместных действий. 8. Развивать выразительность движений; общую моторику. 9. Учить правилам общения со сверстниками и взрослыми. 10. Сформировывать подходящий психический климат в группе.

Занятие 1 «Заинька – Зайка»

Задачи: создание у детей положительного чувственного состояния, развитие коммуникативных навыков, адаптация ребенка в коллективе сверстников, развитие маленькой и общей моторики.

Читайте также  Можно ли кефир ребенку при температуре. Кефир при температуре у ребенка комаровский

Материал: крупная мягенькая игрушка – зайчик.

Ход

1. Приветствие «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки»

Дети держатся за руки, глядят друг на друга и улыбаются друг другу.

2. Основная часть

Сюрпризный момент – возникновение зайчика.

Психолог«Посмотрите, кто к для вас пришел в гости?»(Дети обрисовывают игрушку – зайчика.)«Хотите с кроликом поиграть? Лишь поначалу необходимо познакомиться».

Упражнение «Знакомство»

Дети посиживают полукругом на стульях. Психолог подступает к каждому ребенку и от имени зайчика говорит«Привет, меня зовут Кролик, а тебя как?»

Психолог. Мы поздоровались с кроликом, а сейчас наши пальчики желают поздороваться друг с другом.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Пальчик, пальчик, где ты был? (Круговые движения огромным пальцем.)

С сиим братом в лес прогуливался (большой палец касается кончика указательного пальца,

С сиим братом борщ варил (большой палец касается среднего – появляется кольцо,

С сиим братом кашу ел (большой с безымянным,

С сиим братом песню пел (большой с мизинцем).

Упражнение «Зайчата»

Психолог и малыши, взявшись за руки, стают в круг и имитируют движения по словам стихотворения:

Вышел кролик погулять (шагают по кругу, взявшись за руки, Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Свои лапочки размять (встряхивают руками и слегка вращают по кругу, Ля-ля-ля…

Свои лапочки размять (встряхивают руками и слегка вращают по кругу, Ля-ля-ля…

Психогимнастика «Тихий час для зайчат»

Проводится под музыкальное сопровождение. Психолог играет роль матери Зайчихи, детки – зайчат.

Наступил вечер, и мать Зайчиха позвала всех своих детей в домик(Обнять детей, собрав всех вместе.)

Зайчата ложатся спать – каждый на свою кроватку. (Дети ложатся в комфортном положении на ковре.)

Зайчата желают спать. Зевают, потягиваются и засыпают. (Дети расслабленно лежат.)

Наступило утро. В домик к зайчатам заглянуло солнышко и приласкало своим ласковым лучиком детей(Дети открывают глаза, потягиваются.)

Мама Зайчиха рада созидать своих детей(Психолог улыбается, обнимает всех детей.)

3. Прощание «Воздушные поцелуи»

Занятие 2 «Кукла в гости к нам пришла»

Задачи: снятие чувственного и мышечного напряжения; понижение импульсивности, лишней двигательной активности, волнения, агрессии; развитие способностей взаимодействия детей друг с другом; развитие чувственной отзывчивости к окружающему миру; развитие внимания и мышления.

Материал: куколка, расчудесный мешочек с предметами по количеству детей

Ход

1. Приветствие

2. Основная часть

Сюрпризный момент

Психолог: – Здрасти, ребята. Я к для вас сейчас пришла не одна. (Показать куклу). Знакомство с куклой

Это куколка наша. Ее зовут Наташа. А как вас зовут, ребята? (знакомятся)

Куклу обожают все ребятки

С ней играться мы можем в прятки.

Можно отдать покушать кашки,

Молоком поить из чашки.

Вот я ванну принесла

Кукла, мойся-ка сама.

– Как вы думаете, умеет куколка сама мыться? Давайте научим ее умываться.

Упражнение «Научим куколку умываться»

Водичка, водичка,

Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб хохотал роток,

Чтоб кусался зубок

(При проговаривании потешки детки выполняют надлежащие движения.)

Игра «Что в мешочке»

– Куколка принесла для нас магический мешочек. Желаете выяснить, что в нем лежит?

Дети достают по одному предмету и именуют его. Разглядывают. Играют.

Игра «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А позже, позже, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

3. Прощание

Занятие 3 «Котик – Коток»

Задачи: создание у детей положительного чувственного состояния, развитие коммуникативных навыков, адаптация ребенка в коллективе сверстников; развитие маленьких мускул рук, обучение осознавать и повторять стихотворный текст, отгадывать загадки, побуждение детей к активной речи.

Материал: цветные карандаши, игрушка Котик, дорожки.

Ход

1. Приветствие

2. Основная часть

Отгадывание загадок

– Детки, отгадайте загадку.

У него нос в сметане и ротик. Отгадайте, кто это? (котик)

– У кого дома есть кот либо кошка? Как их зовут? А вы желаете стать котиками? Я знаю о котике превосходный стишок-загадку.

Кто играет с клубком,

По снегу прогуливается босяком.

Лижет круглый собственный живот –

Это наш пушистый… (Котик)

– Котики чрезвычайно обожают мыться. Как они это делают? (Дети показывают).

– Как котики ходят? (Дети показывают).

– Кис, кис, кис, идите сюда! Такие мелкие котики, наверняка, обожают играться. У меня есть для вас игрушки.

Упражнение «Цветные карандаши»

– А как котята играют с карандашами? Они могут катать карандаши по полу. Давай поиграем карандаш, но не по полу, а меж ладонями. Психолог показывает.

Сюрпризный момент – возникновение Котика

Психолог: Пока мы с вами игрались, к нам пожаловал котик Мурзик (игрушка). Детки обрисовывают игрушку.

Игра «Мур-мур»«Мяу-мяу»

Котик говорит«Мур-мур» – дети «спят»(руки под щеку, закрыть глаза). Котик говорит«Мяу-мяу» – малыши хлопают в ладоши.

Упражнение «Котик танцует»(проводится под веселую музыку)

Котик нежно зовет детей, называя их по имени. Ребенок, чье имя именовал Котик, встает и пританцовывая идет к Котику, другие малыши хлопают в ладоши….

Оставьте комментарий